Блинов, В. М. Последний романтик / Владимир Блинов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2019. - 267, [1] с., [6] л. цв. ил., портр. : ил.

Глава 13 После жизни 249 Темно-красный блокнот в коленкоровом переплете. 1982 год. Начало работы в спецгруппе технического надзора за строитель­ ством атомоходов на Балтийском заводе. В конце рабочего дня память настойчиво вернула Кучиева к со­ бытиям прошедшего дня. С утра разбирали на расширенном со­ вещании ошибки штурманов в рейсах завершившейся навигации. Просчеты - от незнания технических возможностей ледоколов при работе в летних льдах, таково было мнение большинства. Кучиев дипломатично промолчал, хотя на него были устремлены взгляды. На выходе из зала совещаний один из коллег дружелюб­ но зацепил вопросом, похоже не особо-то рассчитывая на ответ: - С мостика, товарищ капитан, штурманские проколы иначе глядятся, чем в нашем кабинете? Кучиев не растерялся: - Спорить с вашими выводами не буду. Согласен, проколы штурманов и от незнания, но это неисчерпывающий ответ. От­ куда берется самонадеянность у судоводителя, оборачивающаяся бедой, вот о чем мы мало думаем... Он долго не уходил с работы, не отпускала зародившаяся мысль обобщить свои представления о деятельности, касаю­ щейся руководства экипажем. Задача, прямо скажем, скорее для социолога или психолога, но практика капитанской работы не­ вольно учит и этому. Попытался сформулировать интегральный показатель деятельности капитана. В числитель напрашивалось поставить побудительные импульсы в управлении экипажем, та­ кие, как поощрение, поддержка инициативы, защита интересов подчиненных... В знаменателе - доминантные импульсы, а имен­ но - выдача распоряжений, поручений, контроль их выполнения, наложение взысканий... Внезапно осенило: в мореходных учи­ лищах все подчинено выработке у курсантов командного стиля управления - того, что в знаменателе. Прилежно освоившие на­ уку на судне с удивлением открывают для себя: ставка на голое администрирование в замкнутом коллективе быстро исчерпыва­ ется, а от подчиненного, если им движет чувство страха или про­ теста, можно ожидать непредсказуемых действий. Умение же ис­ пользовать побудительные импульсы в общении с людьми дает не учебная аудитория, здесь ничто не заменит опыт повседневной морской жизни. «В то же время как быть капитаном без распоряжений, пору­ чений, контроля? - задавался вопросом Кучиев. - Не означает ли

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz