Блинов, В. М. Последний романтик / Владимир Блинов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2019. - 267, [1] с., [6] л. цв. ил., портр. : ил.

Глава 9 Шаг навстречу 169 менитая новосибирская полынья. Если начать плавание к полюсу не напрямую из Мурманска, а пройти вдоль побережья на восток до моря Лаптевых и стартовать в приполюсные широты по 130 меридиану, для ледокола заметно сократится самая тяжелая часть пути в многолетних льдах. Благодаря появившейся полынье! Впрочем, не в одном везении дело, за ним проверенное време­ нем знание. Когда-то, до проникновения человека в центральную часть Северного Ледовитого океана, существовало представление: рай­ он этот в течение всего года покрыт сплоченными многолетни­ ми льдами. Устоявшийся взгляд начал меняться с арктическими дрейфами судов в XIX и XX веках. Отдадим долг признательно­ сти и памяти первопроходцам. Стоит вспомнить американскую шхуну «Жанетта» лейтенанта Де-Лонга, норвежские корабли «Фрам» Фритьофа Нансена, «Мод» Руаля Амундсена, и, конечно, беспрецедентный, почти трехлетний дрейф ледокольного парохо­ да «Г. Седов» под командованием капитана Константина Бадиги- на. Первопроходцы обнаружили зоны разрежений льда, в которых возможно плавание. Окончательно подтвердили выводы перво­ проходцев советские ученые на дрейфующих научно-исследова­ тельских станциях «Северный полюс» и полярные летчики, со­ вершавшие многокилометровые броски над холодной пустыней в ходе ледовой разведки. Юрию Сергеевичу Кучиеву тоже довелось принять участие в этом заочном научном диспуте. Аргументом в пользу проходи­ мости ледовых пространств был возглавляемый им рейс атомо­ хода «Ленин» с дизель-электрическим ледоколом «Владивосток» в 1971 году из Мурманска в чукотский Певек. Они прошли по кратчайшему пути, связывающему северо-западные и северо- восточные окраины страны. Можно сказать, это был последний весомый аргумент мореходов перед выбором маршрута атомохо­ да «Арктика» на Северный полюс. Что покажется совсем неожиданным, принятое решение во­ брало в себя и предлагавшуюся идею отправить «Арктику» в пассивное плавание за счет генерального дрейфа полярных льдов с востока на северо-запад, через Северный полюс к бере­ гам Шпицбергена и Гренландии. Получалось, что в окончательно выбранном маршруте атомоход пойдет к намеченной цели двой­ ной тягой - за счет мощи атомных реакторов и необоримой силы движения льдов...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz