Блинов, В. М. Последний романтик / Владимир Блинов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2019. - 267, [1] с., [6] л. цв. ил., портр. : ил.

Глава 9 Шаг навстречу 163 трение Данилова Л.Г.» - сделал, не колеблясь, пометку в соответ­ ствующей графе Кучиев. Не прогадал: по предложению Леонида Григорьевича отозвали из отпуска Олега Георгиевича Пашнина, спокойствие и выдержка главного механика в очень непростой ситуации во время рейса оказались очень к месту. Кучиев оторвал взгляд от списка моряков, пришла в голову не­ ожиданная мысль: кого бы он взял в рейс из людей, встречавших­ ся на его веку в Арктике? Память почему-то сразу подсказала имя человека, который известностью и наградами был обделен, но в своем кругу никто не подвергал сомнению авторитет капитана Евгения Анисимовича Вавилова. Впрочем, насчет наград Кучиев ошибался, Вавилов был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени за боевые заслуги на подводных лодках, воевавших с фашистами. Официальной же государственной оценки его судо­ водительских заслуг на ледоколах, действительно, не было, а штур­ ман был от бога. Владимир Иванович Воронин после совместной работы с Вавиловым однажды не выдержал, сменил штурвал на перо, написал статью в газету пароходства «Арктическая звезда». Главным тезисом его размышлений было: пока есть такие штур­ маны, ледокольный флот выстоит в любых льдах. Потом в судьбе Вавилова был капитанский мостик «Ермака», незадолго до самой кончины первого арктического ледокола, дизель-электрический «Киев», атомный «Ленин» и другие ледоколы. Редко кто из капита­ нов послевоенного поколения мог похвастаться столь внушитель­ ным послужным списком. Но вся беда, не умел хвалиться Евгений Анисимович. Скромность? Тоже как-то не вязалось... Отличало его, пожалуй, удивительное спокойствие в любой, непредсказуе­ мой и тяжелой ледовой ситуации, спокойствие, которое передава­ лось другим на мостике и придавало людям уверенности. Немногие знали, какая выдержка таится за внешне неторо­ пливыми действиями капитана. Каждый шаг отдавался Евгению Анисимовичу болью, когда-то шторм покалечил ногу, сбив его на открытой палубе. В рейсах ходить много не надо, это спасало до поры до времени. Медики проявляли снисхождение, подписы­ вая личную медицинскую книжку моряка после звонка влиятель­ ного руководителя и аргументов типа: в море задача судоводите­ ля не бегать, суетиться, его задача видеть и оценивать ситуацию, с остальным справятся подчиненные... Зато на берегу Вавилов мог пройти без остановки не более полсотни метров, надо было

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz