Блинов, В. М. Последний романтик / Владимир Блинов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2019. - 267, [1] с., [6] л. цв. ил., портр. : ил.

156 Последний романтик речеркнула месяцы напряженной подготовки. Но на то она и беда, что приходит, когда ее не ждут. Все самое сложное и ответственное в технической подготов­ ке ледокола к рейсу было позади, иначе никто бы из руководства не решился отправлять в летние отпуска инженеров и рабочих, подготовивших к испытаниям атомные реакторы после плано­ вого обслуживания. Рвануло во время гидравлических испыта­ ний на прочность, герметичность насосов, сварных швов и иных конструкций, похоже слишком резко снизили давление в первом контуре одного из реакторов. Разом вышли из строя все четыре насоса перекачки воды, да так их перекорежило, что уже не под­ лежали ремонту, только замене... По счастью на складе базы об­ служивания атомоходов нашлись запасные. Вот только прежде чем их поставить, надо извлечь из реактора изуродованные дав­ лением насосы, а не хотят они извлекаться с помощью обычных отжимных винтов с расчетным усилием в пять с половиной тонн. Специалисты разводят руками, нашелся лишь Леонид Григорье­ вич Данилов, главный инженер пароходства по атомным установ­ кам. Судя по осунувшемуся почерневшему лицу идея ему пришла после бессонных ночных раздумий. Выложил ее на очередном оперативном совещании: «Будем рвать насосы первобытным спо­ собом, краном с 16-тонным усилием. Вира, майна...» Варварский способ, а выбора нет. И получилось! К тому моменту все пришло в движение не только в Мурман­ ске, но и в Москве, Ленинграде, Горьком, других городах Совет­ ского Союза. Министр Гуженко позже вспоминал: «Пришлось подключить президента академии наук СССР директора инсти­ тута имени академика Курчатова Анатолия Александрова... Он уже был информирован о ситуации и успел принять меры24. За­ тем состоялся разговор с коллегами-министрами: среднего маши­ ностроения, судостроения, промышленности и энергетического машиностроения, в ведомствах которых были специалисты по замене насосов первого контура. Помощь была быстро оказана». А сразу после случившегося ЧП заместитель министра мор­ ского флота СССР Колесниченко предлагал Гуженко: - Объясним ситуацию, попросим ЦК отменить вышедшее ре­ шение. Лучше перенести рейс на следующий год... - Нельзя нам отступать. Ни на год, ни на шаг, - мягко по голосу, но твердо произнес министр. Он как никто знал цену принято­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz