Блинов, В. М. Последний романтик / Владимир Блинов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2019. - 267, [1] с., [6] л. цв. ил., портр. : ил.
156 Последний романтик речеркнула месяцы напряженной подготовки. Но на то она и беда, что приходит, когда ее не ждут. Все самое сложное и ответственное в технической подготов ке ледокола к рейсу было позади, иначе никто бы из руководства не решился отправлять в летние отпуска инженеров и рабочих, подготовивших к испытаниям атомные реакторы после плано вого обслуживания. Рвануло во время гидравлических испыта ний на прочность, герметичность насосов, сварных швов и иных конструкций, похоже слишком резко снизили давление в первом контуре одного из реакторов. Разом вышли из строя все четыре насоса перекачки воды, да так их перекорежило, что уже не под лежали ремонту, только замене... По счастью на складе базы об служивания атомоходов нашлись запасные. Вот только прежде чем их поставить, надо извлечь из реактора изуродованные дав лением насосы, а не хотят они извлекаться с помощью обычных отжимных винтов с расчетным усилием в пять с половиной тонн. Специалисты разводят руками, нашелся лишь Леонид Григорье вич Данилов, главный инженер пароходства по атомным установ кам. Судя по осунувшемуся почерневшему лицу идея ему пришла после бессонных ночных раздумий. Выложил ее на очередном оперативном совещании: «Будем рвать насосы первобытным спо собом, краном с 16-тонным усилием. Вира, майна...» Варварский способ, а выбора нет. И получилось! К тому моменту все пришло в движение не только в Мурман ске, но и в Москве, Ленинграде, Горьком, других городах Совет ского Союза. Министр Гуженко позже вспоминал: «Пришлось подключить президента академии наук СССР директора инсти тута имени академика Курчатова Анатолия Александрова... Он уже был информирован о ситуации и успел принять меры24. За тем состоялся разговор с коллегами-министрами: среднего маши ностроения, судостроения, промышленности и энергетического машиностроения, в ведомствах которых были специалисты по замене насосов первого контура. Помощь была быстро оказана». А сразу после случившегося ЧП заместитель министра мор ского флота СССР Колесниченко предлагал Гуженко: - Объясним ситуацию, попросим ЦК отменить вышедшее ре шение. Лучше перенести рейс на следующий год... - Нельзя нам отступать. Ни на год, ни на шаг, - мягко по голосу, но твердо произнес министр. Он как никто знал цену принято
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz