Блинов, В. М. Последний романтик / Владимир Блинов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2019. - 267, [1] с., [6] л. цв. ил., портр. : ил.

Глава 9 Шаг навстречу 151 начала зимовки они обнаружили затаившуюся в глубине амери­ канскую, не иначе, подводную лодку, неделю прислушивавшуюся к их жизни на льдине... Тогда же ледоколы береговой охраны США предприняли по­ пытку пройти по Северному морскому пути вдоль советского по­ бережья. Никто из них не задумывался о таких мелочах, как на­ циональная юрисдикция. Северный морской путь они именовали Северо-Восточным проходом, по их мнению правами плавания здесь распоряжалась только арктическая стихия. Но она-то и за­ ставила ледокол «Нордвинд» повернуть обратно в Америку по­ сле попытки одолеть льды в районе архипелага Северная Земля. Не успокоились, разработали план кругового плавания в Аркти­ ческом бассейне. Настроились за один сезон пройти по своему - Северо-Западному и русскому - Северо-Восточному проходу. Только на сей раз ледоколы «Эдисто» и «Иствинд» остановили неприступные льды Карского моря. С приходом семидесятых годов становилось еще больше пла­ нов. В США разрабатывали проект «Нансен» - вморозить в лед севернее Новосибирских островов списываемый старый ледокол, чтобы повторить на нем через советский сектор Арктики леген­ дарный дрейф «Фрама», судна знаменитого норвежца Фритьофа Нансена. Строила планы Швеция, пожелавшая в честь столетия первого в истории прохода Северным морским путем, осущест­ вленного ее соотечественником Нильсом Адольфом Эриком Нор- деншельдом на судне «Вега», повторить легендарное плавание уже на современном, мощностью 22 тысячи лошадиных сил, ле­ доколе «Имер». Тут подоспели с новостроя американские ледоколы «Полар стар» и «Полар си». О новых амбициозных проектах моряки «Ар­ ктики» узнали из сообщений радиостанции «Голос Америки», ко­ торую они слушали втихаря, как и многие советские люди. Поде­ лились заморскими новостями с капитаном... «Знаем мы это „повторить дрейф „Фрама" на ледоколе, который может выдать в минуты 75 тысяч лошадиных сил при водоизмещении 10 тысяч тонн, - записал в своем дневнике Юрий Сергеевич. - Наверняка в этом „дрейфе “ заложен тайный смысл: импульсами пробиться к полюсу, располагая подробной ледовой информацией, как спутниковой, так и авиационной!!!»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz