Блинов, В. М. Последний романтик / Владимир Блинов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2019. - 267, [1] с., [6] л. цв. ил., портр. : ил.

Глава 8 На острие 131 его доклада участники дискуссии обменивались мнениями около выставленной напоказ модели ледокола. Кто-то из специалистов бросил реплику, сразу и не поймешь, вопрос или утверждение: «Как же можно решиться строить атомное судно без предвари­ тельной обкатки ядерной энергетической установки на наземном стенде-прототипе...» Незамедлительно последовал комментарий: - На ледоколе три реактора, в случае отказа одного ледокол своим ходом выберется изо льдов, - Анатолий Петрович выдер­ жал паузу и закончил мысль, вызвав улыбку у собравшихся: - Ко­ нечно, риск есть, но без риска и жениться нельзя. Позже, в ходе первых лет эксплуатации атомохода стало ясно: перестраховались, не нужен третий реактор, с двумя можно обе­ спечить надежную работу установки, зато с других непредсказу­ емых сторон подкарауливали во льдах впрямь тупиковые пробле­ мы. После первых шести навигаций стало очевидно: надо менять ядерную установку на более совершенную. Но откуда ее взять? Соорудить дубликат, а кому он будет подспорьем на будущее, если конструкторы в поте лица уже кроят в чертежах другой атомный ледокол? Решение пришло кардинальное: спроекти­ рованную ядерную установку нового поколения в ускоренном темпе воплотить в металл и опробовать ее на «Ленине». Взамен старой! В случае удачи первый атомоход сможет прослужить еще много лет, но притом в море, не на стенде, обкатается установка, с которой на арктические трассы позже выйдут новые атомные ледоколы. И не поодиночке, а целыми сериями. «Это по-нашему!», - с удовлетворением отметил про себя Ку- чиев. Данная черта русского характера ему очень была по душе: просчет, провал в перспективном деле еще не поражение, а вызов времени, на который надо найти соответствующий ответ. При та­ ком подходе руки не опускаются, и крылья за спиной вырастают... Впрочем, легко сказать «заменить», но как, какой ценой? Пре­ жде будет необходимо извлечь старую ядерную установку из чрева атомохода. И это совсем не пустяк: установка весом три с половиной тысячи тонн металла, а кранов для выгрузки подоб­ ных громадных конструкций и сегодня не существует. Решили сделать шахту в днище атомохода, вырезать из корпуса по пери­ метру крепления реакторный отсек, сохранив четыре упора, на которых он бы временно держался, довести ледокол с помощью плавучих буксиров в бухту одного из островов архипелага Новая

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz