Блинов, В. М. Последний романтик / Владимир Блинов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2019. - 267, [1] с., [6] л. цв. ил., портр. : ил.

98 Последний романтик тью годами позже Соколова. Зато курс практического обучения судовождению прошел по максимуму, почти на всех типах ле­ доколов своего времени, начиная с «Ермака» и «Красина», пер­ венцев отечественного флота еще дореволюционной постройки, а также на ледоколах «Малыгин», «Сибиряков», «Илья Муромец» и новейших для своего времени дизель-электрических ледоколах «Мурманск» и «Киев». Первым же капитаном на ходовом мостике атомохода «Ленин» был легендарный Павел Акимович Пономарев. Еще в 1928 году на ледоколе «Красин» он участвовал в должности старшего по­ мощника капитана в успешном спасении потерпевшей крушение на дирижабле «Италия» экспедиции на Северный полюс генера­ ла Нобиле. За событиями той драмы следил весь мир. И потом много чего было сделано знаменитым капитаном за тридцать лет, пока ему не поручили командовать атомным ледоколом. По­ ставленную руководством морского флота задачу - сформировать боеспособный экипаж и подготовить достойного преемника По­ номарев выполнил в короткий срок. Через полтора года работы ледокола его сменил в должности капитана Соколов. Дальнейшие сорок лет жизни Бориса Макаровича были пол­ ностью отданы первенцу атомного флота. Вряд ли был и есть на Земле другой капитан с подобной записью в послужном списке. А тогда, в 1962 году, лучшего дублера, чем Юрий Сергеевич Ку­ чиев, подобрать Соколову было трудно. Так вновь сошлись на од­ ном судне друзья и соратники. Направляясь к причалу судоремонтного завода, у которого ош­ вартовался атомный ледокол, Кучиев переживал странное чув­ ство, нечто вроде опаски разочароваться в своих с помощью газет сформированных представлений об атомоходе-богатыре. С этими стереотипами вступали в спор его профессиональные познания о ледоколах. Говорят, первое впечатление самое верное. Еще на подходе к причалу атомоход показался Юрию Сергеевичу если не род­ ным, то уж точно двоюродным «братом» новейших и самых мощных к началу 60-х годов дизель-электрических ледоколов типа «Москва». Впечатляли плавные, обтекающие черный кор­ пус контуры надстройки лимонно-желтого цвета, пришедшие на смену архаичной угловатости довоенных паровых мастодон­ тов, а сам корпус, несколько вытянутый в своей протяженности,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz