Блинов, В. М. Механик Калиныч / В. М. Блинов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2020. - 62, [1] с., [2] л. цв. ил., портр. : ил., портр.

в возможности использовании которого с мощностью 100% я не уверен! В итоге испытание на максимальной мощности провели, как и предлагал Александр Калинович. Это надо было не просто видеть, но ощущать как знамение свыше! Во мраке ноябрьской ночи гро­ мада ледокола с работающими на полной мощности атомными ре­ акторами, паровыми турбинами и гребными электродвигателями мчится по Балтике со скоростью 23,5 узла в ореоле волн, пены и морских брызг. Многие из присутствующих на борту ледокола выбе­ гали на кормовую палубу и возвращались, пораженные увиденным. Огромный водяной вал, а точнее достигающий верхней палубы ле­ докола кипящий бурун от работающих на максимальных оборотах трех гребных винтов являл впечатляющую мощь нового ледокола. Свершилось! С этим благословением Александра Калиновича он и вступил в жизнь. «Кузькина мать» Это случилось, если не ошибиться, 30 октября 1961 года. Ледокол находился в это время где-то в море Лаптевых. Среди ночи слова­ ми «здесь кругом какая-то непонятная радиоактивность» вахтенные вызвали меня на центральный дозиметрический пост (ЦДП), тогда я был начальником службы радиационной безопасности. Много времени не потребовалось, чтобы понять главное - все три реактора атомной установки, главные турбогенераторы и все системы рабо­ тают нормально, обеспечивая движение ледокола во льдах и жизнь на нем. Те приборы контроля радиоактивности, датчики которых расположены внутри ледокола и в центральном отсеке, ведут себя, в общем, как всегда. Но все приборы контроля уровней излучения в надстройке, на открытых палубах и приборы контроля радиоактив­ ности воздуха мигают красным цветом и звенят. Вахтенный дозиметрист принес на ЦДП мазки, взятые с откры­ той палубы и внутри ледокола. Мазки, взятые внутри ледокола, не показывали наличия радиации, в то время как мазки с откры­ той палубы и с подметки обуви дозиметриста однозначно свиде­ тельствовали о наличии на них радиоактивности. Я направился к главному инженеру-механику Александру Калиновичу Следзюку и 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz