Блинов, В. М. Механик Калиныч / В. М. Блинов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2020. - 62, [1] с., [2] л. цв. ил., портр. : ил., портр.

Механик Калиныч наклонения, а неисследованное и непознанное зачастую только и преодолевается методами пробы, эксперимента. Вопрос тут скорее в другом: идти по пути чистого эксперимента, как это было, напри­ мер, у японских специалистов морской атомной энергетики, постро­ ивших свой единственный атомоход «Муцу», ядерная установка ко­ торого прошла экзамен на надежность с огромными трудностями и заработала в штатном режиме лишь через много лет после создания, или совмещать научный поиск с эксплуатацией объекта в практиче­ ских целях, на что делали ставку при создании американского гру­ зо-пассажирского судна «Саванна» или немецкого грузовоза «Отто Ган», где технические дела обстояли успешнее, но отрицательная экономическая составляющая возобладала над интересами дальней­ шей эксплуатации этих судов. В случае первого атомного ледокола «Ленин» данной альтернативы у Советского Союза не было: разви­ тие Арктики потребовало качественно новой технологии преодоле­ ния льдов на отечественных трассах Северного морского пути, и сам бурный промышленный и экономический рост перспективного, но труднодоступного региона продиктовал и, думается, даже подстег­ нул развитие судовой атомной энергетики в 60-е, 70-е и 80-е годы прошлого века. И все же вопрос остается. В поисках ответа на него мы проговорили не один час с Игорем Алексеевичем Домахиным. — В 1960 году остро стояла еще одна проблема. По ряду причин часто срабатывала аварийная защита, — рассказывает Игорь Алексеевич. - Представители ЦКБ-15 [проектировщика ледокола. - В. Б.] настаивали на создании двух эшелонов по электричеству и двух эшелонов по пару. Казалось бы, необходимое энергетическое обеспечение непрерывности работы установки в проектном вари­ анте очевидно, но рационален ли этот подход? Под руководством Следзюка мы пришли к своей концепции: должен быть эшелон по электрообеспечению и единое кольцо по пару. Надо сказать, пона­ чалу встретили серьезное сопротивление со стороны проектанта, но рассудила сама жизнь: при нашей схеме число случаев срабаты­ вания аварийной защиты, а оно тогда измерялось десятками, стало меньше. И в конечном итоге со схемой, разработанной эксплуатаци­ онниками, проектанты согласились и на «Ленине», и на последую­ щих атомоходах. Но даже не споры, а сама практика заставляла нас искать собственные подходы. И, как правило, в самом экстренном

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz