Блинов, В. М. Механик Калиныч / В. М. Блинов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2020. - 62, [1] с., [2] л. цв. ил., портр. : ил., портр.

Естественно, о проведении подобного ремонта в судовых услови­ ях речи быть не могло. Первую замену парогенератора на «Ленине» провели в 1961 году у причальной стенки зарождавшейся ремонт­ ной Базы-92 на северной окраине Мурманска. По воспоминаниям лауреата Государственной премии СССР Анатолия Александровича Адрианова, пришедшего на «Ленин» позже, парогенераторы всегда были постоянной и сплошной головной болью на первой атомной установке. «Когда ее проектировали, конструкторы были убеждены: 20 лет внутрь не надо будет заглядывать, — вспоминал Анатолий Александрович. -Те же парогенераторы изготовили куда уж надеж­ нее — из аустенитной нержавеющей стали. А через три тысячи часов эксплуатации потек первый...». И не случайно, что главный инженер-механик атомохода «Ленин», а затем руководитель Спецгруппы Технадзора за строи­ тельством атомных ледоколов Александр Калинович Следзюк свою кандидатскую диссертацию посвятил именно этой, самой больной проблеме - ремонта и эксплуатации парогенераторов. В первые шесть навигаций атомохода «Ленин» мелочи техниче­ ского порядка выползали на установке отовсюду и требовали почти немедленного вмешательства специалистов. И как ни кощунственно звучит теперь, хорошо, что они выползали, иначе новая атомная па­ ропроизводящая установка «ОК-900» повторяла бы недочеты своей предшественницы, а она до сих пор верой и правдой служит атомно­ му ледокольному флоту. Отдадим должное советской науке, конструкторам и исполни­ телям, в кратчайшие сроки сумевшим разработать новые транс­ портные атомные реакторы и системы, обеспечивавшие их эксплу­ атацию в аномально - непривычных режимах. Но смоделировать арктические условия, в которых происходило испытание техники, даже наука с производством не могли, а случалось, пасовали перед техническими головоломками, которые в конечном счете преодоле­ вали сами моряки. Не потому, что были умнее и грамотнее, просто отступать им было некуда, как на последнем рубеже обороны. И все же вопрос остается: можно ли было избежать каких-то просчетов в конструировании атомохода и его силовой установ­ ки еще на этапе проектирования? Вопрос в чем-то, вероятно, ри­ торический, ибо история, как известно, не имеет сослагательного 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz