Блинов, В. М. Механик Калиныч / В. М. Блинов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2020. - 62, [1] с., [2] л. цв. ил., портр. : ил., портр.

Механик Калиныч атомного ледокола «Ленин» в декабре 1960 года, когда рассматри­ вались 65 рационализаторских предложений моряков. И среди них больше всего было посвящено решению проблемы ледовых ящиков. Но время не повернешь вспять, а вот протокол заседания сохранился. Любопытно уже то, что в архивных фондах, касающих­ ся Мурманского пароходства, нет ни одного подобного протокола с других судов. Похоже, что там просто не было своих технических советов, имевших право квалифицировать рационализаторские предложения моряков, правда, с последующим утверждением пред­ седателем технического совета судоходной компании - главным ин­ женером Мурманского пароходства С. Н. Кузнецовым. Очевидно, что появление такого технического совета на ледоколе «Ленин» это тоже инициатива и заслуга А. К. Следзюка. Рационализаторское предложение второго вахтенного механи­ ка Н. Шелкова было сформулировано так: «Система рециркуляции охлаждающей воды главных конденсаторов». Его отклонили как нецелесообразное. Еще жестче был вердикт по поводу двух других предложений - инженера группы наблюдения М. Чухманенко и третьего вахтенного механика Е. Простосердова. Последнее сфор­ мулировано так: «Реконструкция забортной и отливной систем ле­ довых ящиков с применением рециркуляции». Обоим претендентам отказали «ввиду отрицательного заключения ЦКБ-15» [проектанта атомохода «Ленин». — В. Б.]. И только предложение главного инже- нера-механика А. Следзюка «Система рециркуляции охлаждающей воды вспомогательных турбогенераторов» было принято. В общем со льдом внутри ледовых ящиков на «Ленине» худо- бедно бороться научились, но на последующих, более мощных ле­ доколах проблема эта еще давала о себе знать. Сначала ее сумели решить на атомоходе «Арктика». Потом она повторилась со своим акцентом на «Сибири». Обратимся к эпизоду из книги Владимира Каратеева: «В осенний период, когда стали работать во льдах, покрытых зна­ чительным слоем свежего снега, ледовые ящики вновь преподнесли сюрприз. — Александр Калинович, ночью простояли почти час из-за сни­ жения вакуума, — докладывал утром старший вахтенный механик

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz