Блинов, В. М. Механик Калиныч / В. М. Блинов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2020. - 62, [1] с., [2] л. цв. ил., портр. : ил., портр.

трассе грозит более серьезными, далеко идущими последствиями: следующие за атомоходом суда могут не всегда погасить инерцию и либо навалились бы на ледокол, либо — на впереди идущее судно, тоже резко затормозившее. Четкое осознание причин неполадок - еще не гарантия нахож­ дения быстрого решения как их устранить. Ведь технические про­ блемы в новом деле сами по себе имеют качественно иной характер по сравнению с прежними подходами и потому нелегко поддаются устранению. Нечто подобное выявилось и в ситуации с ледовыми ящиками. Как только острота ситуации предельно обнажилась, на Диксон прилетели представители проектантов, но ничего карди­ нального предложить не смогли. Оказывается, и они предвидели возникновение этих сложностей. Главный конструктор атомохода Василий Иванович Неганов писал: «Большие относительные расходы охлаждающей воды (до 400 литров против 50 литров на лошадиную силу в час в дизельных установках ледоколов) и высокая мощность установки потребова­ ли специального изучения вопроса о бесперебойном снабжении забортной водой. При этом учитывалась возможность засорения льдом приемных отверстий ледовых ящиков». Главный конструктор выдвигал одно за другим предложения по выходу из сложной ситуации, будучи на борту «Ленина»: уменьшить размер отверстий решетки ледовых ящиков, увеличить общую пло­ щадь водозаборных решеток, приварить к корпусу стальные листы, отводящие ледяное крошево от ящиков... Но судовые специалисты критически оценивали их одно за другим, находя аргументы против. По возвращении атомохода в Мурманск с помощью мобилизован­ ных представителей местных военных заводов недели две увели­ чивали на корпусе ледокола число приемных отверстий в ледовых ящиках: к бортовым решеткам добавились днищевые — для увели­ чения притока воды, необходимой при охлаждении конденсаторов; невдомек было в поднявшейся суете, что и льда тоже засасывается больше. И не только льда. На арктическом мелководье через дни­ щевые отверстия всасывались песок и ил, постепенно забивая всю систему охлаждения... Интересно было бы побывать на заседании технического совета 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz