Блинов, В. М. Механик Калиныч / В. М. Блинов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2020. - 62, [1] с., [2] л. цв. ил., портр. : ил., портр.

Дадим опять слово Игорю Алексеевичу Домахину: «Началось формирование экипажа атомохода. Из Обнинска при­ слали командированного, не буду всуе поминать его имя. Мы как-то сразу поняли, что он в большей степени не технический специа­ лист, а администратор. С жаром взялся человек за дело. Написал должностные инструкции капитана, главного механика атомной установки и главного инженера центрального отсека. Нас сразу на­ сторожило предлагавшееся двоевластие в техническом управлении атомоходом. Но дальше гость просто "сразил" моряков. Оказывается, по его концепции капитан и главный механик главные только до "часа X" — подразумевалась, если не сказать жестче, проектирова­ лась вероятность ядерной аварии — и тогда вся власть на ледоко­ ле переходит главному инженеру центрального отсека. Я убежден, если бы это дело прошло, никакого атомного ледокола, плавающего в Арктике, у нас не появилось. Появился бы стенд судового атомно­ го реактора института имени Курчатова. Понятно, что в Мурманск ледокол бы довели, но дальше он ткнулся бы один-два раза в лед и все. Ученые стали бы ездить — писать диссертации, не более того... Дело ведь в том, что и в нашем министерстве особых поклонников и энтузиастов атомного ледокола не было, скорее были противни­ ки. Их вполне устраивало, чтобы правили ледоколом не моряки из Мурманского пароходства, а кто-то из института атомной энергии. В общем конфликт назревал. Александр Калинович отлично осознавал цену предложенным ему на утверждение инструкциям, ведь сам он был моряком до мозга костей. Когда подошло время принятия решения, Следзюк поехал к академику Александрову. При встрече убеждал Анатолия Петровича как мог: не должно быть на ледоколе никакого центрального отсека - автономного подразделе­ ния, никакого главного инженера с особыми полномочиями "часа X" не надо. Должен быть нормальный экипаж, сформированный по за­ конам и правилам Министерства морского флота, которым на море должны подчиняться все. Александров в целом поддержал моряка. Главный инженер центрального отсека был целиком подчинен глав­ ному инженеру-механику. Со временем эту должность вообще упразднили, но здесь распорядилась уже сама жизнь». Стремление не просто учесть, а предвосхитить какие-то неиз­ веданные еще проблемы эксплуатации первого атомного ледокола было на первом плане для главного инженера-механика. Казалось 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz