Блинов, В. М. Механик Калиныч / В. М. Блинов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2020. - 62, [1] с., [2] л. цв. ил., портр. : ил., портр.

врага, не признававшего никаких правил ведения боевых действий. В октябре 1941 года «Курск» был направлен на эвакуацию войск, перевозки военного оборудования в Севастополь из окруженной Одессы. В ноябре-декабре пароход принимал участие в Керченско - Феодосийской десантной операции с целью помочь выстоять осаж­ денному Севастополю. За мужество и героизм, проявленные в ходе этой операции, механик Следзюк был награжден первой военной наградой - медалью «За боевые заслуги». С января по май 1942 года пароход осуществил шестнадцать рейсов по перевозке войск, бое­ припасов, воинского снаряжения. В этих рейсах 22-летний Следзюк уже старший механик «Курска». Отступление Красной армии, сдача стратегически важных городов-форпостов Севастополя и Керчи на южном морском театре военных действий оборачивались новыми транспортными задачами и неимоверно большими объемами гру­ зовых перевозок. Только на Новороссийско-Туапсинском направле­ нии благодаря перевозкам, продолжавшимся до октября 1942 года, удалось эвакуировать около одиннадцати тысяч человек граждан­ ского населения и десять тысяч восемьсот раненых бойцов. В общей сложности было перевезено около семи тысяч тонн заводского обо­ рудования. В тяжелых рейсах судно было изранено, и в ноябре 1942 года его вывели на трехмесячный ремонт. А затем снова — перевоз­ ки войск и снаряжения, теперь уже на плацдарм Мысхако на леген­ дарной Малой Земле в Новороссийске, это уже февраль - сентябрь 1943 года. Об участии старшего механика парохода «Курск» в этих рейсах говорят сами названия наград, которых он был удостоен. Это медали «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя», «За обо­ рону Кавказа». По окончании войны к ним добавятся медаль «За победу над Германией в Великой Отечественой войне 1941-1945 гг.» и орден Отечественной войны I степени. Почти всю войну Александр Калинович Следзюк проплавал на Черном море старшим механиком, но нередко по боевому расписа­ нию становился командиром аварийной партии. Это было не просто формальное совмещение должностей. Случалось, до 35 «юнкерсов» набрасывалось за один бой на транспортный пароход «Курск», а так и не смогли потопить: бомбы попадали, рвались паропроводы, судно теряло ход из-за падения давления пара в машине, но как-то уму­ дрялись под командованием Следзюка восстановить порушенные системы и отбиться от противника. «Курск» ходил и в караванах, и в 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz