Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 1. АРКТИКА, ВОСТРЕБОВАННАЯ СТРАНОЙ судов. Иными словами, появлялись ростки экономического анализа в эксплуатации флота, о котором было трудно говорить в эпоху экс­ педиционного плавания в Арктике. Завоз грузов на Ямал в 1978 году приобретал массовый характер. Наряду с Мурманским пароходством в операцию активно включи­ лись Северное и Дальневосточное, а также латвийский крупнотон­ нажный танкер «Самбург». Выросло на берегу число заказчиков грузов: к Всесоюзному производственному объединению «Комигаз- пром» добавилась Ілавтюменьгеология. И. Д. Перегудов, начальник строительно-монтажного управления № 4 треста «Комигазстрой», оценивая размах грузовых операций на мысе Харасавэй, писал: «В течение января-февраля на основе маршрутного и авиационного обследования припая в радиусе около 10 км от поселка СМУ-4 были выбраны и обследованы 6 грузовых площадок, проложены трассы ледовых дорог общей протяженностью около 110 километров». Последняя цифра вызывает уважение: таковы стали масштабы «спора» с пространством в ограниченных условиях зимне-весеннего времени. Мыслимо ли в условиях континентальной территории за столь символический срок создать и использовать подобную раз­ витую дорожную сеть? Подытоживая проделанное на Ямале в 1978 году, надо еще раз вспомнить главное, чем этот год вошел в историю освоения Арктики. Успешно состоялась первая круглогодичная навигация в западном районе Северного морского пути. Неспроста вслед за ямальскими рейсами еще в апреле транспортные суда «Павел Пономарев», «На- варин» под проводкой атомоходов «Ленин», «Сибирь» и ледокола «Капитан Сорокин» без передышки взяли курс из Мурманска на Дудинку, где 1 мая моряков торжественно встречали жители, вручив им ключ от города. В мае же атомный ледокол «Сибирь» (капитан В. К. Кочетков) начал проводку высокоширотным вариантом из Мурманска в Магадан дальневосточного транспорта «Капитан Мы- шевский» (капитан Т. Ф. Кривохижин), открыв практику сквозных коммерческих рейсов по Севморпути в период традиционно сложной ледовой обстановки на трассе. Эксперименты и уже сложившаяся практика плаваний в Арктике настолько переплелись в знаковом 1978 году, что одно от другого стало просто трудно отличать. Увы, к концу 80-х годов объемы завоза грузов на Ямал сократи­ лись, применение морских перевозок с выгрузкой на ледовый припай стало нерегулярным. Все это было следствием начинавшегося эко­ номического спада в стране. В марте 1989 года, в условиях кризиса 83

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz