Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

Третья ямальская транспортная операция, осуществленная в 1978 году, экспериментальной уже не считалась, несмотря на то, что и началась раньше предыдущих, 16 февраля, и длилась, соответствен­ но, дольше - два месяца, да и грузов заказчикам было поставлено в два раза больше, чем в 1977 году, - 72 тысячи тонн. Хотя погода моряков не всегда баловала. Вслед за первыми двумя сотнями миль по чистой воде, на которые ушло менее суток, дизель-электроход «Наварин», двигавшийся в сопровождении нового атомохода «Си­ бирь» и ледокола «Капитан Сорокин», встретили тяжелые льды: не­ сколько суток потребовалась на путь длиной 400 миль к Харасавэю, каравану судов пришлось пробиваться через 3-5-метровые торосы. В месте назначения тоже было не все гладко: «В целом состоя­ ние припая зимой 1977/78 г. нужно оценивать как неблагоприятное для проведения грузовых операций (большая торосистость, за- снеженность, изменчивость толщины льда, псевдостамухи, шуга в канале и т. д .)», - констатировалось в отчете о научно-оперативном гидрометеорологическом обеспечении плавания судов к мысу Ха- расавэй в феврале-апреле 1978 года («Ямальская операция-78»), сделанном Амдерминским управлением Гидрометслужбы. Но участники транспортных операций уже научились сообща противо­ стоять стихии. В упомянутом отчете встречается не один пример такого сотрудничества, когда представители разных организаций, не взирая на ведомственную принадлежность, объединяли свои усилия без лишних переговоров и каких-либо условий: «При выборе грузовых площадок, трасс ледовых дорог, трассы трубопровода для разгрузки танкера широко использовались вертолеты Ми-2 ледо­ колов «Сибирь» и «Капитан Сорокин» и вертолеты Ми-8 Карской нефтегеологоразведочной экспедиции и сейсмо-разведочной партии экспедиции Севморгео». При всем при том наука, на равных с другими участвовавшая в организации и проведении транспортных операций, предпринима­ ла попытки обсчитать эффективность работы отдельных звеньев транспортного процесса. Описание хода «Ямальской операции-78» в отчете дополняется таблицами «Расчетные и фактические данные по проводкам судов в зимне-весенний период 1978 г.». На основе ле­ довых и климатических прогнозов обсчитываются объемы ледоколь­ ной проводки, и это шаг к четкому планированию рейсов. А далее делается сопоставление фактических результатов с расчетными данными, на основе которого становится возможным делать выво­ ды об эффективности использования ледоколов и транспортных 82 Глава 2. Земля обретает смысл

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz