Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 1. АРКТИКА, ВОСТРЕБОВАННАЯ СТРАНОЙ сантиметра для изучения на специальном прессе величины сопро­ тивления льда изгибу... Плюс к этому неоднократные полеты над полосой припая самолетов с аппаратурой «Торос» и «Лед» на борту (эта аппаратура на тот момент была уникальна, она позволяла не только оценивать поверхностное состояние ледовых полей, но даже измерять толщину льда по маршруту - прим. автора), придирчивый пеший обход и осмотр припайных владений гидрологами, дотошное обследование каждой подозрительной трещинки, пока не прозву­ чало: «Можно пробивать дороги». Капитан «Гижиги» В. И. Шестопалов после того, как разгрузка судна наладилась, не удержался и съездил в поселок газовиков, а также осмотрел дороги, по которым везли на берег доставленные его судном грузы. «Вовсю шли эксперименты, - рассказывает он. - Тракторами, через торосы проложили четыре дороги. Было много снега, хорошо светило солнце, и вода стала просачиваться на поверх­ ность, подтапливать дороги. Но опасности не возникало, поскольку толщина льда под ними свыше метра. И все-таки гидрологи решили расчищать до льда одну дорогу, убирая с нее воду. Машины по ней Строительство дорог на припае начинается с исследования льда учеными 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz