Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

ледокольного флота по совокупным результатам навигаций, а не по отдельным рейсам. В итоге родился некий универсальный по­ казатель: атомные ледоколы признавались прибыльными, если на каждый из них приходилось не менее одного миллиона тонн грузов, перевезенных за год в зоне Северного морского пути судами при их ледокольном сопровождении. Здесь налицо лишь зачатки экономики атомного флота, но уже отражавшие специфичность его эксплуата­ ции: взаимозаменяемость этих ледоколов на трассе в силу наличия лишь одной базы их ремонтно-технологического обслуживания в Мурманске, направление атомоходов на самые сложные и ответ­ ственные участки работы в Арктике, чтобы в целом обеспечить успех всей навигационной кампании. Последнее особенно ярко проявилось в навигации 1983 года с беспрецедентной операцией по спасению и выводу из тяжелых льдов большой группы судов в восточном районе Арктики, которым грозила зимовка в море. Тогда решающую роль сыграл атомный ледокол «Арктика», наряду с участием в провод­ ках застрявших судов атомоходов «Ленин» и «Сибирь». И как бы ни было тяжело, а все-таки завезли людям все необходимое на зиму. Но вернемся к ямальской кампании 1977 года. Подводя ее итоги, Г В. Бурков особо подчеркивал, что успешного результата удалось добиться благодаря тщательной подготовке: «...обработали имев­ шиеся данные о состоянии льдов и их дрейфе в Карском море за последние годы. На этой основе с помощью ЭВМ были составлены графики движения судов. Задолго до выхода первого каравана из Мурманска гидрологи выбрали у Харасавэя место, куда должен был прийти транспорт, а за неделю до начала рейса уже велась ледовая авиаразведка». В подробностях описывал подготовительный этап в работе ги­ дрологов, от которых многое зависело не только на море, но и на морском припае, Зиновий Каневский: «Под Новый год наХарасавэй прилетела из Амдермы первая группа сотрудников Климовича, в феврале остальные. Началось повседневное изучение нараста­ ющего припая, регулярный промер глубин под ним. По всей его 5-6-километровой ширине были проложены поперечные профили, через каждые пятьдесят метров вручную бурился лед, измерялась его толщина, глубина моря в данной точке. Свыше пятисот сква­ жин во льду, тысячи, без преувеличения сказать, всевозможных исследований и измерений, в том числе обмеры «габаритов» то­ росов, наблюдения за толщиной снега-облипателя, выпиливание ледяных «кабанов», то есть столбов льда диаметром двадцать два 76 Глава 2. Земля обретает смысл

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz