Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.
Причем выгрузили все доставленное в полной сохранности, без коммерческих актов ущерба и не нарушая технику безопасности. В проведении ямальского эксперимента следующего, 1977 года, эстафету у атомохода «Ленин» приняла «Арктика», имя которой меньше чем через полгода узнал весь мир после другого, тоже экс периментального рейса - на Северный полюс. Вообще плотность графика освоения неизведанного в полярных широтах первыми атомоходами поражает - не боялись вслед за одним экспериментом почти без передышки проводить следующий, залогом тому была вера в технику, и конечно, в свои силы. Ко второй ямальской кампании готовились очень тщательно, слов но к большому сражению с плацдарма, созданного раньше. Об этом рассказывает Зиновий Каневский: «Во время первой выгрузки на ямальский припай в 1976 году выяснилось, что лед держит неплохо, машины и тракторы ходят по дороге, проложенной к твердому бере гу, регулярно, и колея остается в приличном состоянии. Гидрологи, работавшие тогда на припае, предположили — и об этом В. М. Кли мович (начальник ледово-гидрологического отдела Амдерминской научно-исследовательской обсерватории - прим. автора) написал в своем отчете, — что грузовые суда можно будет ставить одно за другим примерно в то же самое место, а дороги на льду будут дей ствовать длительное время. Нужно только аккуратно и мастерски «вколачивать» суда в припай, не нарушая его целостности». Іодом позже, оценивая итоги двух первых ямальских операций на засе дании Совета Мурманского морского пароходства, руководители и специалисты будут обсуждать вопрос искусственного подкрепления припая с целью создания стабильной зоны для выгрузки судов. Так и не иначе! В пароходстве с его ледоколами, «учившимися» макси мально эффективно крушить арктические льды, теперь изучали возможности сохранения и укрепления льда в припайной зоне. Обсуждали этот и другие вопросы с участием ученых Центрального научно-исследовательского института морского флота. Представите ли его мурманского отделения активно включились в изучение всех моментов организации работы, связанной с ранними ямальскими грузоперевозками, в том числе и экономических аспектов эксплу атации флота. После проводки к Ямалу судов атомным ледоколом «Арктика» ученые попытались разработать методику расчета эко номической эффективности работы атомохода, исходя из затрат на израсходованное ядерное топливо, но столкнулись с неприятием их позиции эксплуатационниками. Члены Совета пароходства заявили: 74 Глава 2. Земля обретает смысл
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz