Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 1. АРКТИКА, ВОСТРЕБОВАННАЯ СТРАНОЙ строителям. Грузы же, доставленные позже, в летнюю навигацию, чаще всего запаздывали, приходя под зиму, и залеживались, когда интенсивность работ по обустройству месторождений резко пада­ ла. Потому-то, начиная с первого экспериментального рейса в 1976 году, концентрировались все силы и средства, чтобы провести его успешно, пока припай крепок. В самый разгар этой транспортной операции по радио передавал сообщения о ходе рейса первый помощник капитана атомного ле­ докола «Ленин» В. А. Іудков: «До того как встретиться с дизель-электроходом («Павел Поно­ марев» - прим. автора), мы произвели так называемую разведку корпусом. Что это такое? Поясню коротко. Полученные данные о со­ стоянии льда порой требуют уточнения. И ледокол пробует на «зуб» ледяной покров, определяя его толщину и степень проходимости. Путь до места встречи был нелегким. В проливе Карские ворота, например, атомоход вошел в такое снежно-ледяное месиво, что продвижение его вперед почти прекратилось. Лед от ударов ато­ мохода не кололся, а пружинил, как резина... С помощью наводки с вертолета, маневрируя между ледяными горами и грядами, мы вырвались, наконец, из «плена». ...Но чем ближе к цели, тем тяжелее лед. Движение снова за­ стопорилось, работаем ударами, ледокол то и дело заклинивает, бывает, что стоим на месте по полтора часа». Последние 14 миль к месту выгрузки ледокол пробивался трое суток и 18 часов. Еще на подходе к месту выгрузки доставленного труженикам Харасавэя снабжения и оборудования представите­ ли администрации Севморпути и Миннефтегазстроя, капитаны и вертолетчики приняли совместное решение начать переброску груза вертолетом. Это было смело и необычно, но подспорьем, придававшим уверенности всем участникам операции, был опыт прошлого, наработанный еще во времена высадки с атомохода «Ле­ нин» полярников дрейфующей станции «Северный полюс-10» в 1961 году. Недаром же и тогда, и теперь, 15 годами позже, атомоходом командовал бессменный Борис Макарович Соколов, понимавший, насколько важно собрать в решающий момент все силы в кулак, а мастерства ему было не занимать при работе во льдах, в том числе при прокладке канала в припае. Всего же для газовиков Харасавэя было доставлено и выгружено через ледовый припай 3600 тонн гру­ зов, на что потребовалось 7 суток вместо запланированных десяти. 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz