Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.
повышения рентабельности снабженческих рейсов. Себестоимость перевозки 1 тонны груза в пункты архипелага Седова в ранний пе риод с выгрузкой на припай почти в два раза ниже, чем в навигаци онный период, а по перевозкам на архипелаг Земля Франца Иосифа - в два с половиной раза». Правда, отмечал он эти достижения без восторга, а напротив, с чувством неудовлетворенности, потому что такие выгрузки в снабженческих рейсах осуществлялись силами экипажей судов: люди уставали, нарушалась техника безопасности при проведении непрофильных для моряков работ, а в итоге падали темпы грузовых операций. Выход из этой ситуации Владимир Ада мович видел только кардинальный: «...построить суда-снабженцы с технологией разгрузки на необорудованный берег». И параллельно с атомоходами второго поколения такие суда строились и вводились в состав флота пароходства. Вводились и дизель-электрические ледоколы типа «Капитан Сорокин», которые, наряду с ледоколами типа «Москва» тоже потребовались в ранних рейсах к Ямалу. Так складывалось комплексное ледокольное обеспечение проводки транспортных судов к побережью. Насколько все было взаимосвя зано в этих транспортных операциях, наглядно видно в рассказе В. И. Шестопалова, командовавшего в рейсе 1977 года дизель-электро- ходом «Гижига», который атомный ледокол «Арктика» вел совместно ледоколом «Мурманск». Вспоминает В. И. Шестопалов: - Отправляясь на Ямал в 1977 году, мы буквально до марки загру зились. Юрий Сергеевич Кучиев на «Арктике» вел меня и Смолягина (он был капитаном на ледоколе «Мурманск» - прим. автора) к месту выгрузки на береговом припае. Глубины еще позволяли, около 13 метров. Подошли к ледовому барьеру, а торосы на нем выше носа «Арктики». Кучиев разогнался, нос атомохода задрался на барьер так, что от неожиданности высаженные заранее на припай корре спонденты с фотокамерами попадали. Но сработала система ава рийной защиты. Потом «Арктика» все-таки пробила этот барьер и передала нас ледоколу «Мурманск», атомоходу дальше идти глубины уже не позволяли. «Мурманск» сквозь этот пролом делал уже свой канал до места выгрузки, ему это было можно при метре-полуто- ра под килем. Затем протолкнул нас, упершись в корму, вышел из канала задним ходом, развернулся своей кормой вперед и снова вошел в канал, чтобы по окончании выгрузки нас оттуда вытащить. «Называется этот прием «тандем», - поясняет бывший руководи тель службы мореплавания Мурманского пароходства И. П. Лопатин. - Он используется, когда нужно сохранить ледовый припай для вы- 70 Глава 2. Земля обретает смысл
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz