Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 1. АРКТИКА, ВОСТРЕБОВАННАЯ СТРАНОЙ электрохода «Павел Пономарев», а в последующие годы и с участием недавно вступивших в строй младших братьев первого атомохода - ледоколов «Арктика» и «Сибирь», которые теперь водили наряду с «Пономаревым» новые однотипные суда усиленного ледового класса «Наварин и «Гижига». Любопытную подробность, говорящую о том, насколько нужны и важны были эти рейсы, подметил исследователь истории Мурманского морского пароходства И. Н. Чесноков: «Пять- семь тысяч тонн грузов требуется завезти туда, чтобы можно было пробурить одну скважину в 3-3,5 тысячи метров глубиной». Итак, координаты событий, о которых пойдет дальнейший рассказ, обозначены. Полуостров Ямал. В переводе с чукотского - «край земли». Так оно и есть, ведь дальше от этой земли в направлении к Северному полюсу только Ледовитый океан с голыми островами и архипелагами. Зачем нужно было в далекие уже 60-е годы прошлого века сюда забираться, зачем сегодня люди идут сюда настойчиво, ответить нетрудно. История открытия ямальских месторождений исчисляется совсем небольшим сроком - около полувека. В декабре 1964 года было от­ крыто первое из них — Новопортовское нефтегазоконденсатное. В период с конца 1960-х годов до конца 1980-х гг. почти ежегодно обнаруживались новые месторождения. В том числе Бованенков- ское в 1971 году, Харасавэйское и Южно-Тамбейское в 1974, Крузен- штерновское в 1976, Северо-Тамбейское в 1983 году. А начиналось все так: «Буровые геологоразведочные работы были развернуты в 1963 году. Сплошная заболоченность местности вынуждала вести работы в основном зимой, когда была возможность транспортиро­ вать тяжелую буровую технику, несмотря на морозы до -50 градусов по шкале Цельсия и шквалистые ветра. Для доставки оборудования и материалов была организована доставка грузов силами Мурман­ ского морского пароходства и в итоге было осуществлено несколько сверхранних арктических рейсов с грузами для нефтяников», - пи­ шут исследователи истории освоения Арктики Іерман Бурков и Ва­ лентина Карепова в газете Мурманского пароходства «Арктическая звезда». Но у всякой истории, как правило, есть своя предыстория. Надо вспомнить и о ней, чтобы понять пройденное и сделанное. За четыре года до экспериментального рейса с завозом грузов на припай, получившего название «Первый Ямальский», начальник Мурманского пароходства В. А. Игнатюк отмечал на собрании пар- тийно-хозяйственного и профсоюзного актива: «Ранний завоз грузов с выгрузкой на припай является одним из эффективных способов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz