Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.
меняющее привычные представления. Оказывается, холод и лед могут быть благом, иной раз суровую стихию надо благодарить, а не проклинать, когда ты осваиваешь новые территории, нашпигован ные самой природой баснословно огромными запасами ископаемых ресурсов. Припай. Короткое, наотмашь бьющее слух судоводителя слово. Препятствие, преодоление которого может обернуться бедой вплоть до гибели корабля. Но эти равнодушные льды удлиняют простран ство береговой тверди на многие мили - что вдоль побережья, что в даль моря. И однажды открывается простая вещь, открывается не вдруг, словно озарение, а постепенно, когда работаешь в морях Арктики. Оказывается, в студеном застывшем море порой лучше не плавать, а ходить, ездить словно по земле, а точнее, до земли, продолжением которой на зимнее время становится припай. К это му подвигает сама специфика Северного Ледовитого океана с его труднодоступным из-за малых глубин побережьем, на котором число портов можно пересчитать по пальцам. Строить их ради того, чтобы от берега забираться вглубь малообжитой земли, не выгодно, да и по большому счету, нет смысла. Люди в основном едут сюда работать. Для отдыха и полноценной жизни есть места благодатнее. Но в таком случае строительные материалы для возведения шахт, рудников, вахтовых поселков и подавно не произвести на месте. Значит, надо завозить. Но как? Можно, конечно, железной или автомобильной дорогой, но их надо еще проложить по вечной мерзлоте заполярной тундры. Это время, дополнительные отряды людей, что выливается в деньги. Немалые, «длинные», то есть окупающиеся через многие годы. Вот здесь мысль и возвращается к короткому слову - припай. Он по сути громадный естественный причал вдоль всего арктиче ского побережья, который не надо капитально строить-тратиться. Причал этот с сезонной регулярностью зимой сделает сама природа с ее лютыми сибирскими морозами. Пусть они трещат над морской гладью, преодолевая порог -30... -40, а то и -50 градусов. Этот за шкаливающий минус на термометре в свете нашего рассказа пред стает как огромный плюс для организаторов зимнего завоза грузов на неосвоенную заполярную землю. Ученый, писатель, путешественник Зиновий Каневский, чьи руки «ампутировала» пурга с морозом во время экспедиции еще в молодо сти, не осерчал, не озлобился на арктическую стужу, а скрупулезно подсчитал, что она может дать человеку, подходящему с грузами на борту судна к ледовому причалу: «Если норма выгрузки наарктиче- Глава 2. Земля обретает смысл
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz