Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

Следующий, 1987, год в истории останется, прежде всего, как год второго успешного штурма Северного полюса, осуществленного на этот раз атомным ледоколом «Сибирь». Быть вторым вроде уже не престижно, но по срокам плавания (май-июнь, когда в Арктике «созревают» на исходе зимы самые тяжелые льды) рейс беспреце­ дентен до сих пор. К тому же в ходе его была снята в приполюсном районе дрейфующая станция «Северный полюс-27», а уже после до­ стижения полюса высажена СП-29. Такая строенная по выполненным задачам экспедиция на атомоходе до сих пор не имеет аналогов. Были расширены традиционные временные границы плавания в высоких арктических широтах, где атомный ледокол корпусом «по­ пробовал», что такое весенние льды в районе Северного полюса. Пришлось вести непростые грузовые операции на льду, когда си­ туация на СП-27 уже была критической из-за истощения запасов топлива и продовольствия... Если оценивать в целом этот год, то он и на сегодня рекордный за всю историю по объему осуществленных грузоперевозокв Арктике: было перевезено 6,6 миллиона тонн. В составе флота Мурманского морского пароходства на тот момент было 4 атомных ледокола. По принятой в те годы методике расчета эффективности работы атомо­ ходов, для самоокупаемости каждый из них должен был обеспечить проводку по трассе грузопотока не менее одного миллиона тонн. На этот рубеж вышли, и тенденция к дальнейшему росту была на­ лицо. По расчетам экономистов, ледокольный флот приносил тогда Мурманскому пароходству до 50 процентов прибыли. Любопытен всесторонний анализ развития отечественного ледо­ кольного флота, включая атомный, и его влияния на развитие грузо­ перевозок в Арктике в советский период, сделанный Н. Г Бабичем: «Реализация государством программы расширения сроков на­ вигации в западном районе СМП до круглогодичной длилась на протяжении примерно 4-5 пятилеток и стоила огромных денег. По оценкам работавших в то время специалистов Союзморниипроекта, создание серии атомных и дизель-электрических ледоколов, судов усиленного ледового класса (типа «Дмитрий Донской», СА-15, «Пи­ онер Москвы», «Самотлор», атомного лихтеровоза»Севморпуть» и других), реконструкция портов и строительство портопунктов, модернизация и укрепление материально-технической базы струк­ тур обслуживания СМП (авиация, связь, гидрометеорология, ги­ дрография, аварийно-спасательная служба) - во все это ежегодно вкладывались средства, равные бюджетам союзных республик 62 Глава 1. Под аккомпанемент «черной пурги:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz