Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.
ЧАСТЬ 1. АРКТИКА, ВОСТРЕБОВАННАЯ СТРАНОЙ экспериментальная перевозка медно-никелевой руды Талнахского месторождения на борту дизель-электрохода «Наварин». На следую щий год эти перевозки приобрели массовый характер: осуществили 13 рейсов, в которых было перевезено 101,4 тысячи тонн грузов Норильского комбината, и параллельно шло исследование вопроса, как дальше увеличить объемы данных морских перевозок. Программа разрабатывалась большая и разноплановая, потому мы коснемся только аспекта повышения эффективности использования ледоколов в обеспечении дудинских грузоперевозок. В1969 году на Дудинской линии была проведена экспериментальная проверка системы рейсового планирования их работы. Повышение произ водительности работы флота подразумевало рост материальной заинтересованности экипажей ледоколов, а в целом оно должно было привести к увеличению оборачиваемости транспортных судов на линии. Для грамотного решения всего комплекса вопросов была привлечена наука, в частности Союзморниипроект разработал экс периментальные нормативы скоростей атомного ледокола «Ленин» в различных ледовых условиях. Были приняты к руководству ин струкция по рейсовому планированию, положение о премировании экипажей, ежемесячный учет информации о результатах выполне ния рейсовых планов и многое другое. Обратим внимание на такую деталь: для атомохода «Ленин» нормативные регламенты работы разрабатывались тогда, когда на ледоколе еще вовсю шли ремонтно- модернизационные работы в Северодвинске. Параллельно экипаж атомохода усиливался специалистами, от которых зависело повы шение эффективности его работы в Арктике. Вводились должности инженера-гидролога, дублера капитана, водолазов 2 и 3 класса... Но вернемся в 1986 год. Введению расписания грузоперевозок на дудинской линии предшествовала серьезная проверка стабиль ности плаваний самой природной стихией. И как раз на дудинском направлении в марте-апреле 1986 года было особенно тяжело: те плоходы шли с меньшими скоростями, а то и простаивали во льдах Енисея в ожидании ледокольной проводки на речном участке, осу ществлявшейся тогда ледоколами «Капитан Драницын» и «Капитан Николаев». Зато на морском у них был, казалось бы, надежный тыл: сразу два больших атомных ледокола «Сибирь» и «Россия». Наделе природа смешала все карты, пришлось снимать «Арктику», обе спечивавшую в Белом море проводку лесовозов из Архангельска, и перебрасывать ее, из-за обострившейся обстановки в Карском море на подмогу коллегам... 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz