Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 1. АРКТИКА, ВОСТРЕБОВАННАЯ СТРАНОЙ лярных станций доставил свежие овощи в конце навигации 1986 года первый атомоход, пройдя за пять суток более 800 миль во льдах, и разгружался, используя свой вертолет. Обычный теплоход-снабже- нец, даже при поддержке ледокола потратил бы на эти операции не менее месяца. Случалось, в труднодоступные по ледовым условиям места отправлялись и более мощные ледоколы. Так, в 1981 году «Си­ бирь» доставила на остров Рудольфа в архипелаге ЗФИ партию груза полярникам, которую выгрузили в порядке эксперимента вертоле­ том Ми-2. Факт вроде бы не очень значительный, но вспомним, что у обычных судов-снабженцев тех лет не было возможности взять с собой вертолет, И если еще вспомнить, что остров Рудольфа-самый северный в архипелаге, то есть наиболее приближенный к Северно­ му полюсу, а сама ледокольно-транспортная операция происходила в конце октября, то все смотрится совсем иначе: налицо расширение горизонтов времени и пространства плавания в Арктике. 1984 год вошел в историю освоения Арктики как начало нового этапа, характерного ростом внешнеторговых перевозок. И хотя до объявления Севморпути трассой, открытой для международного мореплавания, оставалось еще 7 лет, количество грузов, вывозимых за пределы страны и ввозимых из-за границы арктическим путем, заметно возрастало. И это достижение было бы невозможно без атомных ледоколов. Тому многозначительный пример: сверхранний арктический рейс теплохода «Мончегорск» в июне с доставкой груза из Ленинграда в Певек был бы невозможен без ледокольной под­ держки атомохода «Леонид Брежнев» (так одно время именовалась легендарная «Арктика» после смерти генсека). А ведь из крайнего восточного порта «Мончегорск» направился еще дальше на восток, в Японию, за трубами большого диаметра и затем привез их назад в Новый порт, совершив тем самым двойной трансарктический рейс. Однотипные с «Мончегорском» «Кола», «Кандалакша», «Архан­ гельск» и теплоход «Капитан Свиридов» после доставки грузов в Певек и Тикси тоже отправились на восток за зерном в канадский порт Ванкувер и по Севморпути доставили в Мурманск и Архангельск в общей сложности 57,1 тысячи тонн зерна. Ледовый путь оказал­ ся вдвое короче, чем маршрут доставки в Мурманск от западного побережья Канады через Панамский канал и Атлантику. Всего по Севморпути в 1984 году было совершено 6 транзитных рейсов с внешнеторговыми грузами, и они были бы просто немыслимы без поддержки транспортных судов на трассе атомными ледоколами. 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz