Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

флота. Так и произошло на переломе 1979-1980 годов, когда самые крупные на тот момент суда-рудовозы «Александр Невский» и «Петр Великий» вынуждены были зимовать в Арктике, не дойдя до Дудин­ ки. Зато в августе того же года - ну не мистика ли это? - постарев­ ший на 20 лет атомный ледокол «Ленин» провел в Обскую губу 38 речных судов. В 1960 году численность проведенного каравана при лидировании первого атомного составила тоже 38 речных судов, правда, шли они другим маршрутом - через пролив Вилькицкого. В последующих навигациях начала 80-х годов наряду с ростом объ­ емов перевозок грузов по Северному морскому пути увеличивался и их ассортимент. По государственной программе развития добычи газа на Тюменском Севере требовалось проложить оттуда в цен­ тральные районы страны магистральные газопроводы, а вот трубы для них было поручено доставить морскому флоту. Только в 1981 году было завезено 150 тысяч тонн труб, количество, достаточное, чтобы проложить 300 километров магистральных газопроводов. По ледовым трассам Арктики теперь завозились и различные крупнога­ баритные грузы для строительства сибирских гидроэлектростанций, Байкало-Амурской магистрали и других новостроек Сибири. Спрашивается, как это отразилось на работе атомных ледоколов? Отразилось, и весьма существенно. С ростом тоннажа транспортного флота после вступления в строй судов, прозванных «полководцами», типа «Дмитрий Донской», новейших многоцелевых теплоходов типа СА-15 водоизмещением в грузу более 30 тысяч тонн, происходила своеобразная метаморфоза: в практику стали все чаще входить плавания одиночных транспортных судов под проводкой двух атомо­ ходов, благо, их количество тоже выросло. Для крупнотоннажных су­ дов требовалось поддерживать широкий канал, иначе экономически выгодную скорость проводки выдержать было трудно. Продолжалась и практика транзитных проводок по всему Севморпути одиночных мощных транспортных судов, среди которых «Кола», «Кандалакша» и другие. Эти плавания больше тяготели к экспериментальным и не всегда заканчивались столь успешно, как хотелось бы, но тандемы атомоход-судно «прокладывали» маршруты будущим массовым ар­ ктическим транзитным плаваниям, время которых приходит сейчас. Наконец, использовались атомоходы и для снабженческих рейсов в отдаленные точки Северного Ледовитого океана для доставки грузов полярным станциям, разбросанным на арктических островах. Особенно часто эта миссия выпадала атомному ледоколу «Ленин», накопившему подобный опыт еще в 60-е годы. Сразу на десять по­ 58 Глава 1. Под аккомпанемент «черной пурги:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz