Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.
флота. Так и произошло на переломе 1979-1980 годов, когда самые крупные на тот момент суда-рудовозы «Александр Невский» и «Петр Великий» вынуждены были зимовать в Арктике, не дойдя до Дудин ки. Зато в августе того же года - ну не мистика ли это? - постарев ший на 20 лет атомный ледокол «Ленин» провел в Обскую губу 38 речных судов. В 1960 году численность проведенного каравана при лидировании первого атомного составила тоже 38 речных судов, правда, шли они другим маршрутом - через пролив Вилькицкого. В последующих навигациях начала 80-х годов наряду с ростом объ емов перевозок грузов по Северному морскому пути увеличивался и их ассортимент. По государственной программе развития добычи газа на Тюменском Севере требовалось проложить оттуда в цен тральные районы страны магистральные газопроводы, а вот трубы для них было поручено доставить морскому флоту. Только в 1981 году было завезено 150 тысяч тонн труб, количество, достаточное, чтобы проложить 300 километров магистральных газопроводов. По ледовым трассам Арктики теперь завозились и различные крупнога баритные грузы для строительства сибирских гидроэлектростанций, Байкало-Амурской магистрали и других новостроек Сибири. Спрашивается, как это отразилось на работе атомных ледоколов? Отразилось, и весьма существенно. С ростом тоннажа транспортного флота после вступления в строй судов, прозванных «полководцами», типа «Дмитрий Донской», новейших многоцелевых теплоходов типа СА-15 водоизмещением в грузу более 30 тысяч тонн, происходила своеобразная метаморфоза: в практику стали все чаще входить плавания одиночных транспортных судов под проводкой двух атомо ходов, благо, их количество тоже выросло. Для крупнотоннажных су дов требовалось поддерживать широкий канал, иначе экономически выгодную скорость проводки выдержать было трудно. Продолжалась и практика транзитных проводок по всему Севморпути одиночных мощных транспортных судов, среди которых «Кола», «Кандалакша» и другие. Эти плавания больше тяготели к экспериментальным и не всегда заканчивались столь успешно, как хотелось бы, но тандемы атомоход-судно «прокладывали» маршруты будущим массовым ар ктическим транзитным плаваниям, время которых приходит сейчас. Наконец, использовались атомоходы и для снабженческих рейсов в отдаленные точки Северного Ледовитого океана для доставки грузов полярным станциям, разбросанным на арктических островах. Особенно часто эта миссия выпадала атомному ледоколу «Ленин», накопившему подобный опыт еще в 60-е годы. Сразу на десять по 58 Глава 1. Под аккомпанемент «черной пурги:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz