Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 1. АРКТИКА, ВОСТРЕБОВАННАЯ СТРАНОЙ судов стал только что вошедший в строй новый атомный ледокол «Сибирь» (капитан В. К. Кочетков), его на короткий срок отозвали в порт приписки. Предстояла подготовка к другому необычному рейсу - высокоширотному транзитному плаванию из Мурманска в восточный район Арктики, то есть по всей ледовой части Северного морского пути, с целью проводки дальневосточного транспортного судна «Капитан Мышевский» (капитан Т. Ф. Кривохижин). Рейс со­ стоялся уже в мае-июне. Руководителем экспедиции был назначен Б. С. Майнагашев, организатор первой продленной навигации, став­ ший теперь заместителем начальника администрации Севморпути. Об этом рейсе можно говорить долго и подробно, он стоит в одном ряду с главными научно-практическими экспедициями «Арктики» и той же «Сибири» на Северный полюс 70-х - 80-х годов, но пока ограничимся перечислением главных задач, решенных тогда. Вот что пишет И. Н. Чесноков: «Среди задач рейса были: изучение возмож­ ности и определение тактико-экономических показателей плавания транспортного судна по высокоширотным арктическим трассам под проводкой атомного ледокола до начала обычных сроков арктиче­ ских навигаций; получение первого опыта безопасной и наиболее успешной тактики проводки; проверка эффективности навигацион­ ного, гидрографического, авиационного, гидрометеорологического обеспечения и средств связи при плавании в тех районах; испыта­ ние спутниковых и других новых технических средств обеспечения плаваний в Арктике». Миновало 7 лет, как аналогичный по общей схеме рейс совершили в 1971 году атомоход «Ленин» (капитан Ю. С. Кучиев) и дизель-электрический ледокол «Владивосток» (капитан Ю. П. Филичев). С учетом наработанного тогда опыта для атомохо­ дов теперь пришло время водить по трассе Севморпути не только своих коллег, но и транспортные суда. Словом, все повторяется, но повторяется с развитием ранее достигнутого, с нацеленностью на результаты уже не столько научные, а практические. Тактика, ориентированная на расширение пространства плавания в Арктике, тоже развивается - от освоения локальных малоосвоенных районов к сплошному широтному плаванию по всей морской составляющей Севморпути, и не прижимаясь к побережью, а переходя на высокие широты с более безопасными глубинами. Однако повторяются и природные катаклизмы, которые, если их своевременно не учесть, не считаются ни с намерениями людей, ни с мощью имеющегося современного ледокольного и транспортного 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz