Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

одно прорывное достижение в этом рейсе: моряки приступили к продлению сроков навигации теперь уже не с осеннего, а с весеннего периода. Никогда до этого арктическая навигация не начиналась в апреле, практически на 3 месяца раньше обычных сроков. И экс­ перимент удался. На следующий год его развил вступивший в строй атомный ледокол «Арктика» (капитан Ю. С. Кучиев), который вышел к Ямалу с ледоколом «Мурманск» еще раньше, в конце февраля, потому и пришлось прокладывать канал во льду для дизель-электро- хода «Гижига» усилиями двух ледоколов. Кстати, капитаном на транс­ портном судне шел уже хорошо знакомый нам В. И. Шестопалов. В альбоме «Советские атомные ледоколы» подчеркивается: «Если рейс атомохода «Ленин» на Ямал в марте-апреле 1976 г. показал техническую возможность доставки грузов в этот период, то экспе­ диция 1977 г. доказала экономическую целесообразность массовой завозки грузов в этот район». После второго, как говорили, сверх­ раннего рейса к Ямалу можно было констатировать, что навигаци­ онный период в Арктике, начиная с 1970 года, был продлен с 5 до 10 месяцев, а объем перевозок грузов в зимний период увеличился в 36 раз! Такие темпы кажутся фан­ тастикой, но на то и появились в Арктике ледокольно-транс- портные технологии работы, которые назвали прорывными. Та же навигация 1977 года перешла в следующий год и завершилась 8 февраля, продлившись ровно на сто дней дольше по сравне­ нию с обычными сроками. А это 35 дополнительно проведенных ледоколами транспортных судов, которые перевезли почти пол­ миллиона тонн грузов. 1978 год, и особенно первая его половина, можно сказать, был просто перенасыщен не­ обычными событиями в Арктике. После проведения зимне-весен- ней операции «Ямал-78», когда лидером проводки каравана Капитан В. К. Кочетков 56 Глава 1. Под аккомпанемент «черной пурги:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz