Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.
ЧАСТЬ 1. АРКТИКА, ВОСТРЕБОВАННАЯ СТРАНОЙ ловиях лютых (до минус 55 градусов) морозов и ураганных ветров. Все это при отсутствии снега вызвало быстрое нарастание льда, сильные его подвижки, сжатия и торошения. Суда попадали в столь крепкие ледовые тиски, что даже мощные ледоколы порой были беспомощны. В разгар этой ледовой битвы, 21 января, над Карским морем показалось солнце. Впервые в истории арктическая навигация за хватывала весь период полярной ночи, хотя стоило это огромного напряжения». В навигации следующего, 1974, года вообще не было безледо- кольного плавания, а руды было вывезено почти вдвое больше, чем значилось в контрольных цифрах, предусмотренных планом девятой пятилетки на 1974 год, сообщает Чесноков. Несмотря на то, что атомный ледокол «Ленин» обеспечивал про водку транспортных судов, в основном, на морском участке линии Мурманск - Дудинка, он по-прежнему оставался лидером ледо кольного флота, причем не формально, а на деле. Это подтвердил другой экспериментальный рейс, преследовавший не одну, а две важных цели. В апреле 1976 года атомоход обеспечивал первую проводку к ледовому припаю по луострова Ямал недавно приня того в состав флота Мурманского пароходства дизель-электрохода «Павел Пономарев» с грузами для газовиков «Комигазпрома», базировавшихся на мысе Хара- савэй. Такая непридуманная сим волика получилась: «Ленин» под командованием Б. М. Соколова, ученика Павла Акимовича Поно марева, вел судно, получившее имя первого капитана первого атомного ледокола. Выгрузки на ледовый припай стали новым, революционным шагом в развитии транспортного процесса в Арктике. Было и еще Первый капитан атомного ледокола «Ленин» П.А. Пономарев 55
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz