Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

невозможно, к чему это может привести. Через десятилетия эконо­ мика природопользования получит глобальное развитие с принятием таких международных правовых актов, как Киотский протокол, предусматривающий рыночные механизмы регулирования выброса в окружающую среду парниковых газов. А суммарный экономический эффект научно-оперативного ги­ дрометеорологического обеспечения «Ямальской операции-78» составил, по подсчетам ученых, 1 миллион 323 тысячи 143 рубля. Вот так, с точностью до рубля... Операция «Ямал-78» и другие рейсы поздней осени, зимы и ранней весны ознаменовали, как уже сказано, начало круглогодичных на­ вигаций в западном районе Северного морского пути. Сбывалось то, что кратко и емко сформулировал директор Адмиралтейского завода Борис Евгеньевич Кпопотов, напутствуя моряков атомного ледокола «Ленин», отправлявшихся на ходовые испытания атомохода после окончания его постройки. Происходило это еще 12 сентября 1959 года: «Перед личным составом корабля, на базе дальнейшего из­ учения Арктики и полноценного использования мощности ледокола, стоит задача: стирать границы времени года- из года в год увеличи­ вая навигационный период, из года в год увеличивая транспортные проводки по Северному морскому пути. И когда-нибудь будет решена задача - проводки будут производиться в любое время года». Итак, был достигнут рубеж, к которому стремились все участники арктического транспортного процесса 70-х годов. Рассмотрим под­ робнее, как шли к этой вершине. Всего за первую продленную навигацию 1970 года из Дудинки было вывезено 170 тысяч тонн норильской руды, и завершилась она 2 декабря. В навигацию 1971 года последний караван судов-ру- довозов пришел из Дудинки в Мурманск уже новом году, 4 января, а руды было вывезено 331 тысяча тонн, то есть почти в два раза больше, чем в год первой продленной навигации. Обстановка же на трассе была тяжелее прошлогодней, особенно мешали сильные морозы, доходившие д о-35...-40 градусов. Еще сложнее навигация выдалась в 1972 году. «Она стала самой напряженной из всех предыдущих по объему перевозок и самой продолжительной по срокам, - пишет исследо­ ватель истории Мурманского морского пароходства И. Н. Чесноков. - Перевозки на линии Мурманск-Дудинка - Мурманск увеличились в 1,8 раза по сравнению с 1971 годом... Плавание проходило в ус­ 54 Глава 1. Под аккомпанемент «черной пурги:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz