Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.
самую современную систему научно-оперативного обеспечения, используется весь этот комплекс научно-технического прогресса не в полной мере». Ученые пошли и дальше, попытались просчитать экономическую эффективность научно-оперативного обеспечения проводки и вы грузки судов. И вот что получилось. Атомоход «Сибирь» в ходе ледовых операций на Харасавэй сэкономил (в сравнении с нормати вами времени на данные ледовые операции) 176,6 часа, и это дало экономический эффект без малого 550 тысяч рублей. У «Ленина» результат поскромнее: при сэкономленных 97 часах эффект со ставил около 250 тысяч рублей, у дизель-электрического ледокола «Капитан Сорокин» - 10 тысяч 668 рублей (экономия 15 часов). Экономический эффект транспортных судов, в основном, скромнее ледоколов, но он тоже был у каждого из 8 судов, задействованных в той операции. Всего же ледокольно-транспортный флот сэкономил 881 тысячу 983 рубля. Может быть, в данном случае наука отчасти, что называется, перетягивает одеяло на себя, ведь не только ее данные и рекомен дации привели к экономии эксплуатационного времени флота, но и мастерство судоводителей, надежность обеспечения плавания тех ническими службами судов, уровень общей организации ледокольно транспортных операций... Ну хотя бы такой пример, прозвучавший в докладе главного инженера Мурманского морского пароходства С. Н. Кузнецова на собрании партийно-хозяйственного и профсоюз ного актива предприятия 7 января 1977 г.: «Ранний искусственный взлом припая в Енисейском заливе с помощью атомохода «Арктика» позволил уже в третьей декаде июня подать достаточное количе ство судов в Игарку под погрузки экспортных пиломатериалов». А исследователь истории Мурманского морского пароходства Игорь Николаевич Чесноков вообще берет тактику предварительного взлома припая за точку отсчета: «Примеры искусственного вскрытия енисейского припая и пролива Вилькицкого, применения тактики ак тивного преодоления льдов ледоколами с мощными транспортными судами в 1961 году (вот она, точка! - прим. автора) ознаменовали, по сути, начало новой эпохи в истории полярного мореплавания - эпохи активной борьбы со льдами, значительного удлинения навигации». Но есть и то, что по праву ученые могут отнести именно на свой счет. Благодаря широкому внедрению в практику мореплавания си ноптических, ледовых и иных прогнозов стало приходить осознание, 52 Глава 1. Под аккомпанемент «черной пурги:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz