Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 1. АРКТИКА, ВОСТРЕБОВАННАЯ СТРАНОЙ ля), - говорится в документе, - научно-оперативной группой было составлено 6 прогнозов распределения льда, причем в каждом из них содержались прогностические условия по 4-8 участкам трассы Баренцево море - Харасавэй. Средняя оправдываемость всех шести прогнозов составила 91,3 %. Дополнительно были составлены две прогностические карты распределения льдов, которые оправдались на 100 %». Данную методику прогнозов ученые беспрерывно развивали: «Впервые в практике обеспечения арктического судоходства в опыт­ ном порядке составлялись прогнозы сжатий и разряжений ледяного покрова почисленным схемам ДАНИИ и МФДАНИИ. Тексты кратко­ срочных ледовых прогнозов и навигационные рекомендации переда­ вались по радио на все ледоколы и транспортные суда, находящиеся в зоне обслуживания, - констатируется в отчете. - В среднем из 19 прогнозов 15 дали верную информацию о распределении сжатий, т. е. оправдываемость численных прогнозов составила80 %... Первая попытка опытного прогнозирования элементов динамики ледяного покрова оказалась успешной, тем более, что в отечественной и ми­ ровой практике гидрометеорологического обслуживания плаваний судов подобные модели не применялись». Новые возможности ледового плавания, как видим, породили прорыв не только в транспортной деятельности в Арктике, но и в науке, обслуживавшей решение транспортных и хозяйственных за­ дач. Видимо, это закон развития: участники прорывного процесса, каким стали арктические «продленки», не только выполняют воз­ ложенные на них свои функции, но и в процессе обновляют методы и способы своей деятельности, как того требует жизнь. При том любопытно отметить, что ученые не только стремились повысить объективность своих прогнозов, но и начали настаивать, чтобы эти данные использовались судоводителями с большей практической отдачей. Это отмечалось в отчете Амдерминского управления гидрометслужбы: «К сожалению, несмотря на высокую оправдываемость прогнозов, 100-процентную оправдываемость навигационных рекомендаций, в которых, как всегда, сообщались координаты точек рекомендованного пути, увеличенную точность информации о разрывах, полыньях, каналах, которую научно-опера- тивная группа передавала на ледоколы поданным ИСЗ, по-прежнему отношение ко всем этим видам информации со стороны судоводи­ телей оставляет желать лучшего. Имея самые мощные в мире ато­ моходы, самые крепкие в ледовом отношении транспортные суда, 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz