Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

можно уже сейчас сделать вывод: работать на трассах ледовых проводок, особенно на трудных участках, в период зимней навига­ ции на морском маршруте, только в паре двум атомным ледоколам типа «Арктика». И подробно показывает, как тандем атомоходов облегчает ситуации с заклиниванием судов во льду, способствует повышению скорости прокладки канала в условиях сжатий и в итоге повышает безопасность проводимого судна. Вроде бы вывод не нов, но аргументация, используемая практиком ледовых баталий, очень убедительна. Едва ли не самая примечательная тема рассуждений капитана Іолохвастова - это выработка тактики проводки с упором на заботу о слабом и неприспособленном к жесткому противостоянию со льдом судне. В конечном счете ради его безопасного и рентабельного пла­ вания все ледокольные операции и проводятся. А приемов решения этой задачи жизнь подсказала немало. Это, например, движение судна «за счет инерции на значительном расстоянии от ледокола». Или такой прием: «В конце отхода ледокола для разгона и после­ дующего удара корму ледокола выводят за канал в ту или иную сторону. Когда ледокол начинает работать винтами на передний ход, вся ледовая пробка остается за линией канала. Этим облегчается проход по каналу проводимого судна». Такие рекомендации опытного и уважаемого капитана атомного ледокольного флота и сегодня не утратили своей ценности, а в чем-то даже стали актуальнее, ведь теперь атомоходы ведут по трассам Северного морского пути суда большого тоннажа, который еще совсем недавно был немыслим для арктических условий. И значит, цена ошибки в ледокольной про­ водке резко возрастает. Чтобы избежать ее, надо помнить и брать в расчет опыт предшественников. Исследования опытного капитана В. А Іолохвастова даже при всей их самоценности опирались на данные арктической науки, сопро­ вождавшей моряков во многих экспедициях и рейсах. Стоит выде­ лить ледовые операции конца 1977 - начала 1978 года, из которых сложилась первая круглогодичная навигация в западном районе Севморпути. К этому времени ученые уже выработали и начали при­ менять достаточно универсальный критерий оценки своего влияния на ход рейсов. Это оправдываемость выдаваемых судоводителям ледовых прогнозов. Вот пример из отчета Амдерминского управ­ ления гидрометслужбы по результатам «Ямальской операции-78»: «В течение этого времени (имеется в виду вторая половина февра­ 50 Глава 1. Под аккомпанемент «черной пурги:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz