Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 1. АРКТИКА, ВОСТРЕБОВАННАЯ СТРАНОЙ кольной проводки применительно к конкретным периодам зимней навигации, районам плавания или даже ситуациям, которые создает в данный момент природа, а усугубляет или облегчает сам человек. В этих деталях и подробностях зримо виден прошедший проверку практикой работы личный опыт судоводителя и опыт коллег. Еще впереди появление на трассах Севморпути новых атомоходов, обо­ рудованных системами ПОУ - пневмообмывающими устройствами. Опытные арктические судоводители, впоследствии знаменитые капитаны Ю. Кучиев и А. Ламехов предлагали внедрить ПОУ еще при строительстве атомохода «Арктика», но не были поняты чинов­ никами и проектантами. Іолохвастов, увидевший ПОУ в деле, ими поначалу оборудовали мелкосидящие дизельные ледоколы, сразу стал стойким сторонником пневмообмыва как лучшего средства против облипания корпусов судов. Но ждать внедрения прогрес­ сивных систем в отдаленной перспективе он не хотел и предлагал использовать водообмыв взамен пневмообмыва уже сегодня. Каким образом? «В том случае, когда очень часто ледокол вынужден останавли­ ваться из-за облипания корпуса, особенно в слабых мятых льдах, судоводители разворачивают ледокол и начинают движение кормой вперед. Это, в принципе, водообмыв в действии», - пишет он. И подытоживает: «Эффективность прокладки канала значительно увеличивается, даже на половинной мощности. Хотя в таком поло­ жении ледокол и проигрывает в управляемости, однако проводка значительно убыстряется». При том капитан-исследователь старается быть максимально объективным, отмечая, что на атомных ледоколах типа «Арктика» работа кормой вперед вызывает повышенную вибрацию кормовых конструкций, что приводит к появлению трещин в наборе корпуса и переборок. Потому прием надо применять в исключительных случаях и на пониженных мощностях. А вот в проектах будущих атомоходов надо предусмотреть усиление прочности упомянутых кормовых конструкций. Вот так, в 2-3 абзацах описан прием работы, позволяющий компенсировать отсутствие эффективной системы улучшения ледопроходимости ледокола, а попутно обозначена за­ дача совершенствования ледоколостроения... Любые новации в тактике ледового мореплавания В. А. Іолох- вастов рассматривает под углом повышения эксплуатационной, а значит, и экономической эффективности проводки судна атомным ледоколом: «Весь анализ работы, валовых скоростей проводок, количество и размер ледовых повреждений говорит о том, что 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz