Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

капитан предпочитал командовать методом убеждения коллег. Даже внешность его соответствовала стилю поведения: небольшого роста, худощавый, какой-то неброский с виду, с тихим, отнюдь не командирским голосом. А вот авторитета в среде моряков Василию Александровичу было не занимать. Ювелирную работу во льдах Іолохвастова отмечают все. Да что говорить, гуляет такая быль: Б. М. Соколов первым среди капитанов рискнул поставить к причалу атомоход «Ленин» без поддержки буксиров еще в Ленинграде, на глазах у большого начальства. Іоворят, только В. А. Іолохвастов смог повторить этот маневр в Мурманске, у причала базы атомного флота, когда буксиры запоздали со встречей атомохода, возвращавшегося из Арктики. Василий Александрович Іолохвастов всегда уделял серьезное внимание теории ледового плавания, потому и ссылается на него Э. М. Шацбергер, упоминая о методическом пособии «Безопасность плавания во льдах», написанном А. П. Смирновым в соавторстве с капитанами Б. М. Соколовым, В. А. Іолохвастовым и Б. С. Майна- гашевым и изданном в 1993 году, оно и сегодня не утратило своей актуальности. А мне вспоминается в связи с этим другая история. По собственной инициативе Василий Александрович проанализировал свои наблюдения в другом пособии, которое он назвал «Обобщенный опыт зимних арктических навигаций за 1979 - 1983 годы», и пред­ ставил на суд руководства. Прочитали, оценили и поставили гриф «Секретно», что было не редкость в 80-е годы прошлого века. Но вот незадача: через пару-тройку лет самому капитану понадобилось что-то уточнить в собственноручно написанном пособии. Обратился в соответствующую службу, а ему ответили: мол, не можем выдать, поскольку секретно... Может, и байка это, но о многом говорящая. Выражаясь современным языком, в пособии содержались ноу-хау арктического капитана, обобщавшие опыт плаваний первых пяти круглогодичных навигаций в западном районе Севморпути. Такие интеллектуальные продукты надо держать в секрете до поры до времени. Сегодня передо мной «Обобщенный опыт...». Іолохвастова, на экземпляре которого все предыдущие штампики перечеркнуты, а поверх стоит новый, с всего одним словом - «Несекретно». Пришла пора и читателям познакомиться с некоторыми мыслями и выводами выдающегося капитана. Судя по всему, В. А. Іолохвастов не ставил себе цели выйти на уро­ вень теоретических формулировок науки ледового мореплавания. Он шел от практики, разбирая известные приемы и способы ледо­ 48 Глава 1. Под аккомпанемент «черной пурги:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz