Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 1. АРКТИКА, ВОСТРЕБОВАННАЯ СТРАНОЙ мени, и как видоизменялась расстановка сил на трассах Арктики. «Караванное плавание с судами различных типов и ледовых классов стало эпизодическим, только в период осенне-летней навигации. Суда проекта СА-15 по своим техническим характеристикам не могли работать в составе таких караванов по причине значительного из­ бытка мощности, т. е. недопустимости длительное время работать СЭУ (судовым энергетическим установкам - прим. автора) в режиме малых нагрузок, поэтому в осенне-летний период эти суда преиму­ щественно использовались для сквозных рейсов». И, пожалуй, главное - появление новых приемов тактики море­ плавания, чему, в основном, и посвящена работа ученого и практика: «В Западном секторе Арктики практически изжил себя тактический прием ожидания улучшения ледовой обстановки. Для стабильной работы линии была отработана практика работы двух ледоколов в паре. Такая работа позволяла исключить потери времени от за­ клиниваний и осуществлять проводку даже в условиях сжатий. По­ явились новые тактические схемы работы: на параллельных курсах лидированием, или проводка судна вторым ледоколом буксировкой «вплотную», работа набегами в связке с судном, толканием прово­ димого судна в кормовой вырез и множество других тактических способов и приемов, хорошо опи­ санных известным ледокольным капитаном В. А. Іолохвастовым». Василий Александрович Го­ лохвастов - создатель особой школы судоводителей атомного ледокольного флота. Первый ато­ моход начинали водить капитаны, можно сказать, решительного стиля, действовавшие смело, даже рискованно, иногда на гра­ ни допустимого. Соответственно они и командовали подчиненны­ ми. С появлением Іолохвастова начал пробивать себе дорогу иной стиль, построенный на юве­ лирном мастерстве проводки, основанном на тонком расчете, глубоком знании особенностей арктического судоходства. А сам В.А. Іолохвастов 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz