Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

тан атомохода Владимир Константинович Кочетков не выдержал, сорвался и выдал в эфире дальневосточнику все, что думал, хотя и без бранных выражений: «Пошлите своего старпома, и пусть он научит людей. А вы их унижаете. Там, на борту, командует такой же капитан, как и вы. А может, еще и грамотнее...». Эту историю потом долго вспоминали, отмечая фирменный мурманский стиль общения судоводителей атомоходов с коллегами». В конечном счете проблема экономически выгодных скоростей проводки судов кардинально решалась с обновлением флота: и ледокольного, и транспортного. Большое внимание ей уделил Эмиль Михайлович Шацбергер, доцент Іосударственной морской академии имени С. О. Макарова, в прошлом капитан дальнего плавания, ходивший шесть лет на теплоходе «Кола», одном из тех транспортных судов, которые позволили выйти на экономически оправданные скорости проводки. Ему слово: «К началу 80-х годов в эксплуатационных характеристиках работы флота в Арктике имело место несоответствие между скоростными возможностями атомных ледоколов и транспортных судов. Появление в 1982 году в составе транспортного флота судов типа «Норильск» (суда проекта СА-15 - прим. автора) с ледопроходимостью 1 метр принципиальным об­ разом изменило его структурный состав в плане дифференсации по ледовым классам. По существу, эти суда по прочности корпуса и мощности энергетической установки близки к ледоколам четвертого класса (ледокол «Ермак» имел ледопроходимость 1 метр). Ледоколы стали работать на пределе их технических возможностей, работа стала более системной и эффективной. Работа линии на Дудинку стала осуществляться круглогодично и по расписанию. Расширяет­ ся район высокоширотного плавания, значительно увеличиваются сроки навигации на всей трассе СМП, осваиваются новые приемы тактики ледового плавания и методы организации транспортного процесса. Систематическое выполнение этими судами сквозных (по всей трассе Севморпути - прим. автора) рейсов в различные сроки показало возможность осуществления транзитных перевозок по СМП с гарантированными скоростями при условии правильного вы­ бора пути и хорошего обеспечения ледокольными проводками. Эти процессы происходили очень стремительно. Всего за 5 лет удалось улучшить производственные показатели этих судов вдвое». В своей работе «О тактике плавания во льдах Арктики» Э. М. Шацбергер наглядно показал, как уходило на ледовых про­ водках отжившее, связанное с несовершенным флотом своего вре­ 46 Глава 1. Под аккомпанемент «черной пурги:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz