Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 1. АРКТИКА, ВОСТРЕБОВАННАЯ СТРАНОЙ состоявшемся в Мурманском пароходстве 10 января 1975 года, ка­ питан атомного ледокола «Ленин» Б. М. Соколов. «...В Арктике еще продолжают работать танкеры типа «Казбек», которые имеют максимальный ход 9 узлов и сильно изношенный корпус... Более 5 узлов во льдах дать не могут. Вот получается парадокс!» - подчеркивал Борис Макарович, имея в виду, что для ледоколов такая скорость словно топтание на месте, да и совре­ менные транспортные суда, если они включены в этот же караван, лишаются своего преимущества в скорости, и об экономическом режиме плавания придется забыть. Отсюда проблема формирова­ ния ледовых караванов, следующих, прежде всего, за атомоходом. Раньше ее решали не мудрствуя лукаво, ориентируясь в разно­ мастном по типам и возрасту караване судов на самые маленькие и маломощные, но это время уходило безвозвратно. Вторую проблему современного караванного плавания капитан первого атомохода сформулировал одним словом - ледобоязнь. «В караване не выполняют правил и требований караванной дисци­ плины, нарушают строй, отстают, создают обстановку нервозности, - взволнованно говорил Соколов. - Все это приводит к задержкам в пути, к потере драгоценного эксплуатационного времени». Психологическая сторона проблемы эксплуатационной скорости движения не так проста, как видится на первый взгляд, она пере­ секается с самой насущной проблемой безопасности мореплава­ ния. Отвечавший за безопасность в пароходстве И. П. Лопатин рассказывал: «При инструктаже судоводителей грузовых судов им предписывалось снижать скорость и даже останавливаться при невозможности идти за ледоколом из-за большой скорости, тут же информируя партнеров по радио. А с судоводителями ледоколов был другой разговор: «Вы не должны забывать, что ведете более слабого, уязвимого во льдах». К тому же транспортные суда в кана­ ле не в состоянии дать задний ход, инерция их тащит вперед. Еще я повторял ледокольщикам: «Вы много требуете, но и должны по­ могать, без ругани». И это срабатывало: за все время моей работы не было ни одного случая, чтобы разбирали скандал, возникший в переговорах капитанов, шедших в одном караване». К словам Лопатина Валерий Иванович Шестопалов добавляет свой комментарий-воспоминание: «Пришли мы на Дальний Вос­ ток. Помню, к ледоколу дальневосточников швартовался во льдах маленький транспорт. Делать он это не умел, а с ледокола несся сплошной крик, мат. Спокойный в любой ситуации, здесь наш капи­ 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz