Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

примерзший к корпусу лед. «Наиболее интенсивное намерзание к корпусам судов наблюдалось с 24 ноября по 10 декабря, - сообщают ученые. - Этот период характерен низкой температурой воздуха ми­ нус 30 - минус 40 градусов и большой скоростью роста толщин льда». С совершенствованием приемов тактики ледокольной проводки менялась и технология, положим, того же взятия судна на буксир. В связи с этим вернемся к мемуарам капитана А. Н. Баринова о своем старшем по возрасту и опыту коллеге Г А. Улитине: «Одним из камней преткновения стали буксировки новых рудовозов, водоиз­ мещением в полном грузу до 30 тысяч тонн. Небыстро приноровились к буксировкам этих «тяжёлых» судов. Много порвали буксирных стропов и помяли железа. Порой запасы стропов истощались бы­ стрее, чем успевали ими снабжать ледоколы. А стропы делались из такого же 63 миллиметрового стального каната, что и буксир на ледоколах. И дело дошло до того, что стали рваться не стропа, а буксир на лебёдке ледокола. Видимо, из-за постепенного износа. Вот здесь и пригодилась смекалка старпома Улитина. Двухшкивный блок Николаева был доработан и переделан в трехшкивный, что позволило снизить нагрузку на коренной канат. Со временем двух- шкивные блоки ушли из употребления, а новый, трехшкивный, по праву можно называть блоком Николаева - Улитина». Результатом совершенствования тактики ледового мореплава­ ния можно считать и взаимодополнение возможностей атомных и дизель-электрических ледоколов при проводке судов, особенно караванной. Впрочем, разница между типами этих ледоколов не принципиальная, главным образом, она заключается в том, что у атомоходов мощность и автономность плавания значительно боль­ ше. Точно подметил исследователь истории ледокольного флота С. Белкин: «Современные атомоходы - это, по существу, те же суда с электродвижением, на которых пар вырабатывается при помощи ядерной энергии, а дальнейшая схема передачи энергии на гребные винты практически не отличается от схемы, принятой на любом ди- зель- или турбоэлектроходе. Ни один тип энергетической установки не обладает такой гибкостью, быстротой переключения, приспо­ собляемостью к резким изменениям условий эксплуатации, какие присущи установкам, используемым на судах с электродвижением». Иное дело - «взаимоотношения» ледоколов и транспортных су­ дов. К середине 70-х годов по ряду объективных и субъективных причин они предельно обострились. Об этом говорил на собрании партийно-хозяйственного, профсоюзного и комсомольского актива, 44 Глава 1. Под аккомпанемент «черной пурги:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz