Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

новка не позволяла даже с околками иметь продвижение вперёд. Принимать решение, по сути революционное: взять «морковку» на буксир, и буксировать выпало Григорию Алексеевичу, а брать на буксир - мне. Пока проводилось взятие на буксир, пока с судном на буксире вплотную мы обгоняли караван, ушедший вперёд, нас прозвали «кирпич с морковкой в заднице», да простят меня нежные женские уши. «Кирпич» - потому что ледокол «Арктика» с построй­ ки был рыжего кирпичного цвета. Кстати, ледопроходимость такой связки оказалась значительно выше из-за увеличившейся практи­ чески вдвое массы. Через полтора десятка лет такая же ситуация случилась и с финскими танкерами, по мощности не уступающими СА-15, но с менее приспособленными для буксировки обводами форштевня и носовой части. Первопроходцем и здесь был Григорий Алексеевич. Надо сказать, что со временем судоводители и тех, и других типов судов не только с удовольствием «брались на буксир», но и выражали неудовольствие, когда им предлагалось следовать в караване без буксира». К этому есть что добавить капитану Шестопалову: «Я все время удивлялся: как атомоходы проходят на маленьком расстоянии от судна? А потом понял: атомоход очень хорошо управ­ ляется, в любой момент может остановиться, отработать назад. У судоводителей стало больше уверенности: запас мощности большой, высокая проходимость, да и суда стали прочнее... Атомоход после прокладки канала подходит к судну кормой значительно ближе, а в случае слишком рискованного сближения мы поднимаем мощность и уходим из красной зоны столкновения или навала. В общем, нужно смелее работать и не бояться. В свое время «Ермак» и «Красин» брали суда на буксир только в самой тяжелой обстановке, а теперь на атомоходе мы берем судно и тащим его сотни миль, по нескольку суток и с хорошей скоростью. И поначалу многие боялись так ходить: а вдруг буксир развяжется? Случалось, развязывался, но ледокол успевал отойти. Штурман судна с грузом должен сразу сбавлять ход, и бояться нечего: он успеет отойти, струя от винтов ледокола мощная, погасит инерцию... Мы быстро отказались от практики подачи буксира через якорные клюзы, это старая тактика заведения «усов», со времен, когда суда были послабее, на это уходило очень много времени. Стали подавать буксир через киповые планки... Сейчас уже только так ходим». Но не все осваивалось одномоментно и легко. Старые представ­ ления, навыки работы и привычки боролись с новыми приемами пла- 40 Глава 1. Под аккомпанемент «черной пурги:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz