Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

первую навигацию атомоход «Ленин» разом провел через сложней­ ший в навигационном отношении пролив Вилькицкого - даже трудно себе представить! - 38 речных судов, не приспособленных для пла­ вания во льдах. «Тогда впервые был применен способ буксировки речных судов ледоколами по 4-10 единиц одновременно», - писал в своей статье сменный на тот момент капитан первого атомохода Ю. С. Кучиев. Эту традицию подхватили и развили капитаны, ра­ ботавшие в условиях продленных навигаций. Вспоминает капитан В. И. Шестопалов: «В очень тяжелой обстановке, какая случается зимой, сам атом­ ный ледокол идет тяжело. И нормально, когда даже два атомохода одно транспортное судно ведут. Один прокладывает канал, другой идет параллельно ему, как бы на откол. Но такое случается не очень часто. Чаще бывало, когда в караване 5, 10 судов и больше. В конце 70-х годов я подменял на атомоходе «Арктика» капитана Кучиева. Около островов Андрея - это уже море Лаптевых - со­ брался караван из 21 судна, речники. Они не сумели в предыдущую навигацию пройти, зимовали в основном на Диксоне. Теперь сфор­ мировался новый караван в бухте Зимовочной наТаймыре. Корпуса у них слабенькие, осадка маленькая - ждали, когда их проведут. А впереди Таймырский массив-6 0 миль тяжелейшего льда. Кашицкий (начальник штаба морских операций на Диксоне - прим. автора) по­ нимал всю сложность ситуации. А с Москвы давили: надо провести побыстрее... Помогал замечательный гидролог Валерий Михайлович Лосев. Мы с ним тщательно прорабатывали возможности проводки. Я его не торопил. Смотрели, как циклоны идут, когда от берега ото­ рвет припай... И он просчитал, что с прохождением циклона нена­ долго откроется проход для нас, в лучшем случае часов на десять. Потом ветер изменится, и все снова вдоль берега закроется. Мы к тому времени закончили проводки морских судов через перемычку и вернулись назад. Ледоколов тогда собралось семеро. На «Ленине» капитаном был Григорий Абрамович Энтин. Я ему говорю: «Давайте командуйте, вы тут самый старший». Отвечает: «Нет, с меня хватит...». Расставлял всех речников я. Сзади поставил «Воронина», по­ скольку этот ледокол потом должен был вести караван, мы не могли выходить на мелководье. Выстроились они цепочкой - 21 судно. Молодцы, все равно как военные, в кильватер друг к дру­ гу. Смотришь, фонари, прожектора горят... И после каждых трех становился ледокол, о себе они сообщали только ему. Прошли мы 38 Глава 1. Под аккомпанемент «черной пурги:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz