Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.
Другая ситуация. Теплоход шел вплотную на буксире, капитан его, как я ни уговаривал, согласился идти на скорости не более 6 узлов. Но тут у него начались удары по дну. Подняли скорость до 8 узлов - то же самое. Лишь на скорости 11 узлов эти удары прекратились, теперь убеждать капитана ни в чем не требовалось... Каналы-то для судов мы стремились прокладывать ровные, плавные, хотя иногда и жаловались на нас - круто повернули. По тому заранее предупреждали. И сегодня все время по ходу пред упреждаем, когда ожидается тяжелый участок: держите скорость, тяжелая льдина всплыла, крутой поворот получился, нас сбросило, осторожнее идите... То есть ледокольщики - это как заботливые матери или заботливые отцы. Ведь никто не хочет, чтобы судно было повреждено». Рассказ Шестопалова дополняет ветеран из ветеранов Мурман ского морского пароходства, перешагнувший 90-летний рубеж Иван Павлович Лопатин. Более 28 лет он руководил службой безопасности мореплавания и сегодня с гордостью говорит: «Наше пароходство было единственным по стабильности в части обеспечения безава рийного плавания». Звучит немного витиевато, но, в общем, понятно, иначе бы автору высказывания вряд ли удалось продержаться на «взрывоопасной» должности столь долгий срок. Иван Павлович в своем рассказе - «парадоксов друг», правда, сотворенных не им самим, а пришедших с опытом мореплавания в арктических льдах. Из наших бесед я сделал несколько неожиданных выводов о мо реплавании во льдах. К примеру, в битом плавающем льду идти опаснее, чем в сплошном, казалось бы, требующем повышать мощ ность, наращивать усилия по его преодолению, да и застревают в нем нередко... В битом же можно налететь на опасную льдину, и если для ледокола она не так страшна, то для транспортного судна с небольшой толщиной бортов все может обернуться серьезной вмятиной, а то и пробоиной. А самый главный парадокс связан со скоростью, здесь Лопатин солидарен с Шестопаловым: «Скорости стали больше, повреждений стало меньше, - формулирует он мысль. - Хотя вроде должно быть наоборот, но если бы начались поврежде ния, ледовую проводку с участием атомохода просто бы отменили. Поначалу дико это было для судоводителей. В разреженном льду «Ленин» чешет очень быстро, суда за ним вынуждены подстраивать ся. У кого нормальный корпус - не боятся, у кого плохой - к ним все внимание, иначе будут проблемы. Мучаешься с ними, плюешься - а что делать? Идти надо, груз доставлять, это работа...». 36 Глава 1. Под аккомпанемент «черной пурги:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz