Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 1. АРКТИКА, ВОСТРЕБОВАННАЯ СТРАНОЙ Вот так лед расправился с «грудями» атомохода «Россия» работе вы считаете главным? Ответ простой: наблюдение, непре­ рывное, независимо от того, хоть ты на чистой воде, хоть во льдах... А тут полярная ночь, не бывает она такой, когда все тихо и звезды светят... Как правило, видимость не ахти, испарения большие. Там, где участки чистой воды, пар стоит, туман... Іде-то разрывы появ­ ляются, надо их использовать, надо обойти массивы. Да разведка помогает. Помню, капитан Маков нас учил: «Чего стоишь около карты? Иди на мостик и выбирай сам дорогу». После этого мы уже не боялись самостоятельно управлять судном во льдах. Выбор пути - это самое главное, - подытоживает капитан Ше- стопалов. - Ну и скорость. Вот говорим: большая скорость - это опасно, а с другой стороны, высокая скорость - канал свободнее, не успевает сужаться, затягиваться льдом. И здесь все зависит от самого судоводителя и самого судна. Суда-то пошли мощные, те же «полководцы» типа «Дмитрий Донской». Транспортники особенно бо­ ялись быстро идти на буксире вплотную за ледоколом. При скорости 6-9 узлов связка атомоход - «полководец» была плохо управляемой. Судно с грузом тяжелее ледокола, потому, напирая тяжестью сзади, «водило» его, делало плохо управляемым. Выбора у атомоходчиков не оставалось: только повышать скорость проводки. 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz