Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.
потом, работая на ледоколах, понял, что такое именно запас мощ ности. Впереди тяжелая обстановка, надо поднять мощность - это быстро происходит, и решаешь: разгонимся и проскочим. А так не всегда бывает. Разогнался, отошел от проводимого судна и влез в такое, что там повышать дальше мощность уже поздно. Повышать больше надо было заранее. Учились, все время учились. У некоторых создавалось впечатле ние: вот такая большая мощность, мы все одолеем. А ведь с построй кой новых ледоколов навигация продлевалась, условия менялись. Уже тогда становилось понятней: да, летом идешь и идешь, а зима -э то совершенно другое дело, это сплошной лед, 9-10 баллов. Раз двигать его некуда, он только уходит под тебя, ломаешь его... Надо учитывать еще принцип построения кристаллов самого льда. Они же вертикально построены, и ломаются по вертикали, а мы считали иначе...Ледокол, как колун, действует, колет-и застрял-закпинил- ся... Особенно сложно, когда молодые льды: добавляется явление облипания. Было очень много предложений, как с ним бороться. На «России» были «груди», когда Ламехов (известный ледовый капитан, командовал атомоходами «Арктика» и «Россия» - прим. автора) ее принял. Была такая идея: в носовой части наварить конструктивные наделки, которые позволят подминать лед с бо ков и расширять вокруг канал. Но получалось так: когда ледокол по ровному льду шел - все нормально. А когда появлялись торосы, если их на правой стороне больше, он больше на правую сторону кренился, если на левой - на левую кренился... Спрашиваю Анато лия Алексеевича: «Что ты там валяешься, то в одну сторону, то в другую?». В ответ: «Да вот, опять левой «грудью» зацепил» (смеет ся)... Это было абсолютно неэффективно. Не то, что пневмообмыв. На «России» он был самый мощный - 2 турбокомпрессора стояло. На последующих атомоходах - по одному, не было необходимости в очень большой мощности. А когда он оба их включал, то брызги, а точнее - фонтаны взлетали выше палубы. «Арктика» застревала, а «Россия» появлялась и спокойно обходила ее... Знания, опыт, навыки, технические усовершенствования - выстра иваем мы в разговоре слагаемые успешного ледового плавания. Я прошу Шестопалова расставить приоритеты в этом ряду: «Тяжелы зимние рейсы. В одиночку никто не ходил, занимались проводками. Напряжение на мостике и постоянное внимание. Мы спрашиваем сегодня молодых судоводителей: какое правило в своей 34 Глава 1. Под аккомпанемент «черной пурги:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz