Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.
ЧАСТЬ 1. АРКТИКА, ВОСТРЕБОВАННАЯ СТРАНОЙ атомоход вышел в Арктику, но в феврале 1980 года был вынужден вернуться на базу, опять потребовались ремонтные работы. Доставалось не только самому атомному ледоколу, но и его экипажу. Смена людей затягивалась, лавинообразно нарастало количество неиспользованных ими выходных, сбивались графики отпусков... Вопрос настолько обострился, что в апреле 1980 года его вынесли на совместное заседание совета пароходства и президиума бассейнового комитета профсоюза. Было решено в обязательном порядке предоставлять морякам отпуска и отгулы два раза в год, обеспечивать заходы ледокола в Мурманск для замены экипажа через 4-5 месяцев, готовить квалифицированные кадры для под мены начальников служб. Пример эксплуатации первого атомного ледокола в ходе первых продленных навигаций наглядно подтверждает старую истину: чу дес не бывает, как и легкой работы во льдах, и потому за все надо платить... Интересно сравнение ледоколов с транспортным судном «Гижига» в части поведения во льдах, сделанное Шестопаловым: - Суда этой серии, в том числе «Гижига», строились взамен ди- зель-электроходов «Лена», «Обь», хорошо зарекомендовавших себя в Арктике иАнтарктиде. Они водоизмещением побольше на 2 тысячи -1 4 тысяч 900 тонн. И ледокольные обводы получше, чем у «Ленина», больше полноты (имеется в виду форма корпуса, обычно на ледо колах и судах ледового класса ее стремятся делать бочкообразной, чтобы корпус не заклинивался, а выдавливался на поверхность при сжатиях-прим. автора). 4 машины было - использовались двигатели от тепловозов, но хватало и двух, редко на всех шли. Великолеп ные корпуса, проходимость, управляемость хорошая, становились в док - даже вмятин не было. И хороший набор и соответствующая по ледовому поясу толщина. Вначале мы осторожничали, не зная всех достоинств судна, потом об этом забыли. А что касается атомоходов, они не строились для зимних условий, но хорошо себя зимой проявляли. И на востоке в тяжелых льдах работали очень успешно. Надо отдать должное проектантам, стро ителям атомных ледоколов, в части совершенствования обводов корпуса. Конструктивные просчеты «Ленина» в дальнейшем учли, добавили полноты корпуса новым атомоходам, ау ледокола «50 лет Победы» нос вообще ложкообразный - проходимость сразу стала значительно выше. Не нужно было менять силовую установку, повы шать ее мощность, за счет носовых обводов проходимость возросла. 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz