Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.
ЧАСТЬ 1. АРКТИКА, ВОСТРЕБОВАННАЯ СТРАНОЙ В. И. Шестопалов в начале своего судоводительского пути не до бака, настоящий ледяной вал. Но если на атомоходах «Ар ктика» и «Сибирь», которые так же не были оснащены системой пневмообмыва, препятствующей развитию опасного ледового яв ления, облипание начиналось при скорости 5-6 узлов, но прекра щалось, когда ее повышали, то на «Ленине» оно продолжалось и на большой скорости. Проходил ледокол одну-другую торосистые перемычки, и скорость падала, его начинало тащить вместе с торосом... Проблемы облипания корпуса для первого атомохода обо стрялись и по другим причинам. Трение корпуса о лед приводило к росту шероховатости металла, а это еще один фактор, способствующий налипанию и росту снеж- но-ледяной подушки. Обобщая опыт ледовых операций 70-х - на чала 80-х годов, известный арктический капитан В. А. Іолохвастов писал: «В настоящее время для преодоления трения от коррозии ледокол вынужден тратить около 25 процентов мощности». Выход из положения, конечно, искали, но примененные тогда решения были далеки от оптимальных. Проблема облипания корпуса разре шалась постепенно. Сначала путем покраски корпусов ледоколов и транспортных судов ледостойкой краской «Инерта», а затем, на новых атомоходах, начиная с «России», за счет размещения на борту установок пневмообмыва корпуса. О другом конструктивном недочете корпуса первого атомохода рассказывал мне главный ответственный за безопасность морепла вания в Мурманском пароходстве И. П. Лопатин: «Мы с капитаном Соколовым не раз обсуждали просчеты конструкции корпуса. Он говорил: «Тяжелый ледокол не может при всем желании влезть на лед, даже когда тот очень толстый, все равно слезает назад». Реши ли приварить на форштевень атомохода лыжу - такую своеобразную наделку, казалось, она-то облегчит ему движение поверх льдины. Оказалось, нет. К тому же мешала она повороту в канале, цеплялась 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz