Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.
продленная навигация по природным факторам выдалась тяжелее предыдущей - прим. автора) было зафиксировано 125 случаев облипания корпуса а/л «Ленин» с образованием снежно-ледовых подушек различных размеров и конфигураций». Явление еще до конца не познано, но с целью его прогнозирования ученые выявили 3 возможных варианта (причины) образования снежно-ледяной по душки: это сильное охлаждение бортов судна выше ватерлинии за счет низкой температуры воздуха, появление статического электри чества на частицах льда, снега и на корпусе судна, способствующее слипанию частиц, то же воздействие оказывают и механические взвеси, принесенные рекой. Итожа свои исследования и предпо ложения, наука осторожно заявляет, что, возможно, все 3 фактора действуют одновременно. Морякам и с получением этих выводов плавать не становится легче, скорость движения, маневренность судна резко падают, а тут и до беды недалеко: по статистике вследствие облипания корпуса ледоколов возникает около 10 процентов аварийных случаев от общего их числа, связанного с ледовыми условиями. Статистика в этом случае весьма говорящая: ледоколы типа «Арктика» теряют скорость до 6 узлов при среднем облипании и до 1 узла при сильном. Если бы оно не началось, в тех же ледовых условиях наши самые мощные ледоколы могли двигаться в лучшем варианте со скоростью 18(!) узлов. А учитывая, что этот сброс темпа хода происходит мало предсказуемо и почти мгновенно, нетрудно представить, чем все может закончиться, если позади или впереди тебя в канале идет другое судно... В случае с атомоходом «Ленин» ситуация была еще хуже. Расска зал мне об этом старший помощник капитана дизель-электрохода «Гижига» в памятном рейсе 1970 года Валерий Иванович Шестопа- лов. Впоследствии, достигнув капитанских высот, он работал и на той же «Гижиге», и на атомных ледоколах разных типов. Ясно, что такой опыт дорогого стоит, можно сравнивать возможности... Вот что поведал Шестопалов о явлении облипания применительно к атомному ледоколу «Ленин»: - Случались жалобы: мол, такой мощный ледокол (44 тысячи л. с. - прим. автора), а не может ходить в сплошных льдах... Так не для них, а для битого льда он был построен. У него в носовой части ватерлиния вогнутая, это и приводило коблипанию. Снеге молодым льдом не уходили под корпус, а отводились в сторону. Ледокол стано вился как бульдозер, по бортам нагребались горы, высотой чуть ли Глава 1. Под аккомпанемент «черной пурги:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz