Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.
ЧАСТЬ 1. АРКТИКА, ВОСТРЕБОВАННАЯ СТРАНОЙ были построены через двадцать лет атомные ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» с осадкой, позволяющей ходить по реке Енисей до Дудинки, и новые транспортные суда, которые могут успешно работать всю зиму». Комментирует эти соображения о ледоколах, прозванных мелкосидящими, капитан-наставник Мурманского пароходства В. И. Шестопалов: «Они могут работать на глубинах до одного метра под килем, имея замкнутую систему охлаждения реактора. При не обходимости переходят на закрытую систему рециркуляции через специальные танки охлаждающей воды. Кстати, и у «Ленина» после того, как поставили новую ядерную установку, уже не было больших проблем с охлаждением». После рассказанного может сложиться впечатление, что все труд ности в том экспериментальном рейсе выпали на дизель-электриче- ские ледоколы и сопровождаемый ими дизель-электроход «Гижига», а атомоход «Ленин» стал своеобразным гарантом и страховщиком на случай возможных осложнений. На деле все обстояло не так просто. Вот как оценивал совместную работу ледоколов и своего судна капитан «Гижиги» Вячеслав Николаевич Маков: «Атомоход «Ленин» несколько раз застревал, так как не было пневмообмыва (системы, благодаря которой создавалась воздушная прослойка междульдом и корпусом судна, благодаря чему уменьшается трение и тем самым облегчается ход-прим. автора). Образовалась «шуба» с обоих бортов метров по 15, и «Ленин» застревал. К нему на околку выходил «Мурманск» и тоже застревал в этой «каше». Под конец разгонялся дизель-электроход «Гижига» и тоже застревал. При со вместной работе машинами назад, примерно 15-20 минут, ледоколы получали движение, обходя эту кашу стороной». Адгезия и режеляция. Загадочно звучат научные термины для обозначения явления облипания, которое арктическим морякам приносило весьма неприятные минуты, а то и часы плавания во льдах. Адгезия - это прилипание к судну измельченного льда впе ремешку со снегом, как определяют ученые, контакт поверхностей: лед - сталь. Режеляция - смерзание кусков льда в единый монолит снежно-ледяной подушки, стремительно разрастающейся вдоль бортов судна за счет вовлечения в процесс новых масс льда, здесь контакт поверхностей: лед - лед. Явление облипания наиболее характерно для плавания в осенне-зимний период, когда лед ста новится вязким при температуре соленой воды ниже нуля. Ученые ААНИИ В. Ю. Бензенман и Н. М. Адамович подсчитали: «Всего в процессе плавания в декабре 1970 г. и ноябре-декабре 1971 г. (эта 27
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz