Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

арктических судов, многолетнего организатора ледокольно-транс- портных операций в западном районе Арктики. Замена начальника многим казалась неадекватной: слишком молод, хотя Майнагашеву перевалило за сорок... Но очень скоро выяснилось, что это упор­ ный, дотошно вникающий во все вопросы руководитель, умеющий решать их без лишних бумаг, что в нашей стране особенно важно. Как вспоминал И. П. Лопатин, заместитель начальника Мурманского пароходства по мореплаванию, Майнагашев брал спокойствием, раз­ умностью, трезвостью суждений, но не любил, когда ему возражали, реагировал жестко, но при том был отходчив. Словом, представитель маленького хакасского народа был руководителем в стиле своего времени, требовавшего решительности вплоть до командной твердо­ сти. Этот склад характера Бронислава Семеновича способствовал и стремительным взлетам в его карьере, и весьма чувствительным падениям. Ну что ж, и сама жизнь страны на месте не стояла... А тогда, в 1970 году, он оказался в нужное время в нужном месте. Это заметили и оценили наверху. После успешного завершения первой продленной навигации в Арктике Б. С. Майнагашев получил высокое назначение в Министерстве морского флота на должность заместителя начальника Администрации Северного морского пути, а непосредственно за руководство арктической операцией его на­ градили орденом Трудового Красного Знамени. О многом говорит и название главы воспоминаний Майнагашева в упомянутой книге «Слово начальника моря». Вот как сам Майнагашев оценивал сложность выполнения пред­ стоящей задачи после расширенного заседания в Москве Техниче­ ского совета Главного управления мореплавания Минморфлота, со­ стоявшегося 25 марта 1970 года: «... плавание по Енисею имеющимся транспортным и ледокольным флотом в ноябре, декабре - загадка, и нужен эксперимент. По материалам Арктического и Антарктиче­ ского научно-исследовательского института, толщина льда в районе Сопкарги достигает 50 см в мягкие зимы 4 декабря. А в суровые - 4 ноября. Это уже серьезно. Плюс к этой главной трудности плавания нужно учесть условия полярной ночи, туманы, пурги - ограничения видимости, низкие температуры, отсутствие обычной гидрографической навигационной обстановки и осеннее падение уровня воды в реке, затрудненность выполнения авиационных ледовых разведок. ...Для меня началась напряженная многоплановая работа по подготовке эксперимента. Надо было все продумать до мелочей, 22 Глава 1. Под аккомпанемент «черной пурги:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz